Размер шрифта
-
+

Религия и этика в изречениях и цитатах: Справочник - стр. 91

□ Maloux, p. 438


1064 Религия не делает нас лучше, но она мешает нам стать гораздо хуже.

«Мысли»

□ Maloux, p. 452


1065 Несомненно, существуют основательные причины не верить в Бога; но нужны еще более основательные, чтобы их приводить.

«Мысли»

□ bribes.org/atheisme.htm


1066 Деист – это человек, который ввиду краткости жизни не успевает стать атеистом.

«Мысли»

□ bribes.org/atheisme.htm

БОНГАР, Жак

(Bongars, Jaques, 1554–1612), французский историк-протестант


1067 Деяния Господа, совершенные через французов. // Gesta Dei per Francos (лат.).

Так Бонгар назвал собрание хроник о Крестовых походах, опубликованное им в 1611 г.

Выражение «Gesta Dei per Francos» вошло в обиход с середины XIX в., причем считалось (ошибочно), будто так уже в 1108 г. называлась хроника монаха-бенедиктинца Гибера (Guibert de Nogent, 1053–1124). □ Fournier E. L’Esprit dans l’histoire. – Paris, 1883, p. 107; Boudet, p. 479.

БОНИФАЦИЙ VIII

(Bonifacius VIII, ок. 1235–1303), римский папа с 1294 г.


1068 Эта власть [Церкви] имеет два меча, духовный и светский. Оба они во власти Церкви: меч духовный и меч материальный. Но последний используется для Церкви, первый – Церковью. Первый – руками священников, второй – руками королей и рыцарей с согласия и по воле священников. Меч поэтому должен быть подчинен мечу и власть светская – власти духовной.

Булла «Unam Sanctum» («Единая святая») от 18 нояб. 1302 г.

□ Христ. вероучение, с. 247

Формула «двух мечей» (духовной и светской власти) встречалась уже у Бернара Клервоского (1090–1153). □ Лортц Й. История Церкви… – М., 1999, т. 1, с. 270, 368, 451. Она восходит к Новому Завету: «Они [апостолы] сказали: Господи! вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно» (Лк. 22:38); «…меч духовный, который есть слово Божие» (Еф. 6:17).

→ «Две главные власти управляют этим миром» (Г-41).


1069 Если исказилась высшая духовная власть, один только Бог может ее судить, а не человек.

Булла «Unam Sanctum»

□ Христ. вероучение, с. 247

→ «Святая Римская церковь вправе судить обо всех…» (П-122).


1070 Всем человеческим тварям для спасения абсолютно необходимо подчиниться Римскому Первосвященнику.

Булла «Unam Sanctum»

□ Христ. вероучение, с. 247

→ «Нет спасения вне Церкви» (О-6).


1071 Разве я только понтифик? <…> Я кесарь! я император! //…Ego sum Caesar! ego sum Imperator! (лат.)

Так будто бы заявил Бонифаций в 1199 г. посланнику немецкого короля Альберта I, который принял корону без позволения папы. При этом папа восседал на престоле св. Петра, опоясавшись мечом, с диадемой Константина Великого на голове. Этот эпизод известен лишь по гораздо более поздней хронике Франческо Пепино («Chronicon», III, 47, ок. 1314 г.). □ Johann Karl Ludwig Gieseler. A Compendium of Ecclesiastical History. – Edinburg, 1853, v. 3, p. 139–140.

Страница 91