Религия и этика в изречениях и цитатах: Справочник - стр. 8
→ «Неведением и невидением» (А-150); «Путь к Его познанию <…> через бессилие познать Его» (Г-3).
44 Спасение <…> совершается по благодати или предопределению Божьему.
«О предопределении святых» (428–429), I, 10, 19; пер. И. Мамсурова
□ Отд. изд. – М., 2000; здесь и далее цит. по: lib.ru/hristian/awgustin.txt
→ «Кого Он предопределил, <…> тех и оправдал» (Б-890).
45 Не всякий, кто мыслит, верует: многие размышляют для того, чтобы не верить. Но всякий верующий мыслит, причем мыслит, веруя, и верует, размышляя.
«О предопределении святых», 2, 5; пер. И. Мамсурова
□ Отд. изд. – М., 2000
46 Вера, если не осмыслена, ничтожна. // Fides si non cogitetur nulla est.
«О предопределении святых», 2, 5
□ Правосл. энц., 1:99
В пер. И. Мамсурова: «Веры нет без размышления». □ Отд. изд. – М., 2000.
47 Бог не требует невозможного. // * Deus impossibilia non jubet.
«О природе и Благодати» (413–415), 13, 50
□ sant-agostino.it/latino/natura_grazia/index.htm
→ «Ни на одного человека не возлагается сверх его возможностей» (К-114).
48 Никто не может найти Бога, если не поверит сначала, что в конце концов он Его найдет.
«О свободном произволении» («О свободе воли») (388), II, 2, 6
□ Цит. по: Фома Кемпийский, с. 13
→ «Ты не искал бы Меня, когда бы уже не обрел» (П-30).
49 От внешнего к внутреннему. // Ab exterioribus ad interiora.
«О Троице» (409–419), XIV, 3, 5
«Восходя от низшего к высшему или проникая из внешнего во внутреннее». □ Отд. изд. – М., 2005, ч. 2, с. 143.
У Плотина: «Душа должна уйти от всех внешних вещей к тому, что внутри» («Эннеады», VI, 9, 7). □ Плотин, 6(2):309. У Сенеки, в другом контексте: «Разгладим лицо, сделаем голос тише, а походку – медленнее; постепенно в подражание внешнему преобразуется и внутреннее» («О гневе», III, 13; пер. Т. Ю. Бородай). □ Сенека-2000, с. 159.
У Паскаля: «Дабы обрести Бога, внешнее следует сочетать с внутренним, иными словами – следует преклонять колени, читать молитвы и т. д. <…> Ожидать помощи только от внешнего – значит быть исполненным суеверия, не желать внутреннее сочетать с внешним – значит быть исполненным гордыни» («Мысли», 469). □ Паскаль, с. 215.
50 Вера вопрошает, разум обнаруживает <…>: если не уверуете, не уразумеете. // Fides quaerit, intellectus inuenit <…>: nisi credideritis, non intellegetis.
«О Троице», XV, 2, 2
□ thelatinlibrary.com/augustine/trin15.shtml
→ «Уразумей, чтобы уверовать» (А-56).
51 Вне себя не выходи, а сосредоточься в самом себе, ибо истина живет во внутреннем человеке; найдешь свою природу изменчивою – стань выше себя. //…In interiore homine habitat veritas <…>.