Религия и этика в изречениях и цитатах: Справочник - стр. 18
111 Церковь в нашей стране отделена от государства, но она не отделена и не может быть отделена от общества и народа.
4 авг. 2007 г., на встрече с президентом Удмуртии Александром Волковым (по поводу открытого письма 10 академиков против «клерикализации российского общества»). □ foma.ru/news/2122.
(наст. имя Эмиль Шартье) (Alain (Chartier, Emile), 1868–1951), французский философ и критик
112 Атеизм начинается с онтологического доказательства.
«Наброски о человеке» (1927), эссе «Египетский бог»
□ Alain. Esquisses de l’homme. – Paris, 1927, p. 161
→ «Онтологическое доказательство» бытия Божия (А-136).
113 Сама вера и есть Бог.
«Начала философии» (1916), IV, 8
□ classiques.uqac.ca/classiques/Alain/Alain.html
114 Бог, конечно, не нуждается в существовании; скорее существование нуждается в Боге.
«Семейный портрет», эссе (1946)
□ Alain. Portrait de famille. – Paris, 1961, p. 101
(Alcuin, 735? – 804), англосаксонский богослов, действовал при дворе франкского короля Карла Великого
115 Мы не должны слушать тех, кто говорит: «Глас народа – глас Божий», ибо непостоянство толпы всегда граничит с безумием.
Письмо к Карлу Великому (ок. 800 г.)
□ Gefl. Worte-01, S. 304
Выражение «Глас народа – глас Божий» («Vox populi, vox Dei», лат.) встречается здесь впервые.
Гомер называл «народную молву» «вестницей Зевса» («Илиада», II, 94). По Гесиоду, «молва, звучащая из уст многих, <…> сама есть некое божество» («Труды и дни», 763–764). У Сенеки Старшего: «Речь народа священна» («Sacra populi lingva est») («Контроверсии», I, 1, 10). □ Бабичев, с. 877–878.
В Ветхом Завете: «…они [старейшины Израиля] сказали: дай нам царя, чтобы он судил нас <…>. / И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними» (1 Цар. 8:5, 8:7). Окончательная форма выражения восходит к латинскому переводу Библии (Исайя, 66:6); в синодальном переводе: «…Шум из города, голос из храма, голос Господа». □ Kasper, S. 62.
Ср. также: «Глас народа Христа распял» (Вл. Даль, «Пословицы русского народа»).
(св. Алоизий) (Aloisius Gonzaga, 1568–1591), итальянский монах-иезуит; умер, оказывая помощь больным чумой
116 Как это соотносится с вечностью? (Насколько это важно для вечности?) // Quid hoc ad aeternitatem? (лат.)
Вопрос, который, по преданию, постоянно задавал себе св. Алоизий. □ Hildebrand D. Ethik. – Stuttgart, 1973, S. 75. Позднее эти слова стали приписываться также Бернару Клервоскому (1090–1153).
→ «Что сделал я для Христа?» (