Религии мира. Руководство для непредвзятых - стр. 24
Тот, кто понимает нереальность всего и который не делает запасов, – не оставляет следов, как птицы в небе.
Царь смерти не может прикоснуться к тому, кто смотрит на этот мир как на мираж.
Посмотрите на этот пестрый мир, подобный царской колеснице; глупцы поглощены им, а мудрые не цепляются за него.
Вы сами должны сделать усилие, Будда лишь указывает направление. Те, кто встал на путь и кто медитирует, освободятся от иллюзии.
Человек достигает нирваны, не сидя верхом на каком-либо животном, а только путем самостоятельной практики.
Из Дхаммапады (V–IV вв. до н. э.)
Буддизм, ответвление индуизма
Буддизм, одна из великих религий мира, берет свое начало в Древней Индии как ответвление индуизма. Все базовые понятия индуизма в той или иной форме принимаются буддистами как должное, и цель освобождения – буддисты называют ее просветлением – одинакова в обеих религиях. Если нам нравится индуизм, то буддизм покажется таким же близким по духу. И если вершины индуистской метафизики и духовности нам кажутся слишком заумными, тогда мы обнаружим, что буддизм – хотя в конце концов он взлетает так же высоко – исключительно практичная религия, большую часть которой мы все способны понять и получать от нее пользу в нашей повседневной жизни. Нам не нужно начинать менять собственную религию, чтобы поучиться у этой.
Однако буддизм – далеко не просто ветвь индуизма. По своему общему стилю, ощущению, а также по разнообразным деталям он представляет собой резкий контраст своему родителю. Это историческая религия, с конкретным началом и основателем в человеческой форме – им был Гаутама Будда, индийский царевич VI в. до н. э., в то время как индуизм медленно формировался из опыта многих поколений и не был вдохновлен каким-то одним духовным гением. К тому же буддизм – универсальная, или мировая религия, миссионерская религия, которая распространилась – причем мирно – по большей части Дальнего Востока, тогда как индуизм остался очень «индийской» религией, всячески связанной с теми древними обычаями индийского общества, которые явно не для экспорта. Так, Будда был противником кастовой системы – жесткого социального расслоения на классы, не делал различий между людьми разной расы или социального положения и признавал, что женщины (на которых индусы в духовном плане смотрели свысока) точно так же способны достичь просветления. Также буддизм – умеренная религия, следующая срединным путем, пролегающим между аскетизмом (или нанесенными самому себе телесными страданиями) и чувственностью, тогда как индуизм имеет обыкновение впадать в обе эти крайности.