Размер шрифта
-
+

Рекламная деятельность - стр. 4

Ученые отмечают трансформацию роли рекламы в социально-экономических и политических процессах. Социальная и политическая реклама обращается к целевой аудитории не с целью каких-либо прямых продаж, а для формирования у нее определенных ценностей и отношений.

* * *

В книге использованы материалы учебного пособия: Шарков Ф.И., Родионов А.А. Реклама и связи с общественностью. М, 2005.

ГЛАВА 1. РЕКЛАМА КАК КОММУНИКАЦИЯ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ

1.1. Понятие и сущность интегрированных маркетинговых коммуникаций

Вначале рассмотрим отечественную и зарубежную литературу, раскрывающую суть маркетинговых коммуникаций. Здесь отметим, что отечественная литература по данной проблематике (впрочем, без раскрытия в ней сущности и особенностей интегрирования) в подавляющем большинстве состоит из работ, опубликованных до 1990 г. в которых социальная коммуникация трактуется с сугубо классовых позиций, ее любые формы рассматриваются как оружие в идеологической борьбе. Уже сами названия опубликованных в СССР в 1960–1980-е гг. монографий и сборников («Агрессия лжи», «Анатомия лжи», «По ту сторону расцвета», «Идолы века», «СМИ и капитализм Социалистический образ жизни и идеологическая борьба» и др.) раскрывают классовый подход к рассмотрению сущности различного типа коммуникаций. Лишь некоторые отечественные авторы рассматривали данную проблему с научных позиций. Так, в монографии профессора Ю.А. Шерковина «Психологические проблемы массовых информационных процессов»[2] выделено пять этапов процесса коммуникации: внимание, восприятие, понимание, оценочное сопоставление с опытом, принятие информации. В любой коммуникации он выделяет две категории – физические, относящиеся к технологии коммуникации, ее физическим каналам, и психологические, включающие процедуру взаимодействия коммуникатора с реципиентом (читателями, слушателями, зрителями).

Американский социолог Уильбур Шрамм отмечал, что именно прогресс в системе коммуникации является основным движущим фактором развития человеческой цивилизации. В основе развития цивилизации, – считает он, – лежит постоянное усиление влиятельности средств коммуникации, а по мере усиления этой мощности межличностная коммуникация просто переходит на социальный уровень. Изучение учеными различных аспектов коммуникации расширило сенсорные возможности человека, особенно слух и зрение. Современное общество функции наблюдения за окружающей средой переложило на институты массовой коммуникации[3]. Аналогичную концепцию общественного прогресса и информационного развития развивал канадский философ и социолог Маршалл Маклюэн, который считал, что средства массовой коммуникации являются развитием соответствующих органов человеческих чувств (радио – слуха, телевидение – слуха и зрения, пресса – зрения).

Страница 4