Разящее оружие смеха. Американская политическая карикатура XIX века (1800-1877) - стр. 4
Карикатуры XIX века насыщены текстами. Это были, прежде всего, развернутые подписи, пояснявшие происходящее на рисунке. Подпись могла пояснять рисунок, дополнять созданный образ, акцентировать внимание на тех или иных нюансах. При этом в зависимости от ситуации соотношение изображения и текста могло меняться. В названии подписи, как и в рисунке, всегда отражена позиция карикатуристов. Они могли использовать такой комический эффект, как несоответствие подписи и содержания.
Еще более важную роль играли реплики персонажей, заключенные в своеобразные «словесные пузыри», именуемые в американской карикатуре «баллонами». Вербальная составляющая в американской карикатуре, особенно первой половины XIX века чрезвычайно велика, практически все персонажи карикатуры «разговаривают» между собой и с читателем. Иногда это «разговор» содержит не просто пояснение к рисунку, а является самостоятельной компонентой карикатуры. Так что, творения американских карикатуристов можно считать своеобразными комиксами того времени. Для необразованных читателей достаточно было визуального ряда, а вербальная составляющая заставляла образованных американцев не только лишний раз посмеяться над изобретательностью карикатуриста, но и серьезно поразмышлять над текстом12.
Тексты карикатуристов были не менее изобретательны, чем сами карикатурные изображения, изобиловали игрой слов, каламбурами, выдуманными или заимствованными цитатами. Как отмечает исследователь английской карикатуры XVIII века В. Успенский, карикатуры могли пародировать выспренный слог аристократов, грубую лексику простолюдинов, бюрократические штампы чиновников, иностранные акценты, индивидуальные особенности речи видных политиков. То же самое можно отнести к американской карикатуре первой половины XIX века. Иногда сами карикатуры представляли собой визуализированные каламбуры или яркие словесные метафоры13. Карикатуры XVIII – середины XIX века были на стыке литературы, журналистики, изобразительного искусства и устного народного творчества. Современные зарубежные исследователи уделяют как раз наибольшее внимание исследованию вербальной компоненты политической карикатуры в контексте изучения современной политической лингвистики14.
Стоит выделить некоторые этапы критического анализа карикатур, способные помочь ее более детальному и глубокому пониманию. Вначале стоит обратить внимание на время создания карикатуры, репрезентацию какого конкретного исторического события она представляет. Не менее важна идентификация автора, определение его идейно-политической позиции, его отношение к изображаемому сюжету. Затем, как правило, следует описание персонажей карикатуры, их внешнего облика, одежды, жестов и т.д., рассмотрение их психологических характеристик. Для исследователя должна быть понятна символика карикатуры. Важнейший компонент карикатуры – это ее подтекст, то, что не прямо отражено в изображении, а как бы подразумевается, дополняя основной смысловой фон. Здесь важную роль играют символы, представляющие культурные коды эпохи. Любопытную классификацию употребляемых в карикатуре символов предложил А. В. Дмитриев в своей книге «Социология юмора». На первый план он выдвигает так называемую «эзоповскую» группу, в которой люди и животные наделяются одинаковыми свойствами не только внешнего вида, но также характера и интеллекта