Размер шрифта
-
+

Развитие личности ребенка от года до трех - стр. 105


Комментарий. Нужно ли ругать малышку? И вообще, как быть со свободой детского творчества? Да и творчество ли это вообще? Начнем по порядку.

Во-первых, давайте проанализируем реакцию родителей. Как бы могли развиваться события?

Вариант первый. Кто-то из взрослых начал бы ругаться, вспоминать стоимость обоев, скорее всего, отобрал тюбик с помадой и, в лучшем случае, посадил ребенка перед собой, чтоб «спокойно играл». Будет ли такая «воспитательная» мера иметь эффект? Возможно, ребенок не захочет больше рисовать на стене лишь потому, что будет бояться реакции родителей.

Вариант второй. Родители молча забирают помаду и дают ребенку другую забаву. Например, фломастеры или какую-нибудь игру. Каков эффект?

Поймет ли Аня в свои полтора года, в чем она виновата, что она сделала «так» или «не так»? В конечном счете, любой акт игры не только протекает на определенном эмоциональном фоне, но и должен завершиться ощущением достигнутой цели. В этом случае ребенок не получает ни того ни другого.

Вариант третий. Родители восхитятся, как здорово Анюта рисует (даже помадой!), и дадут ей в ручки фломастеры и листок бумаги. Лист бумаги может быть очень большим (например, лист ватмана), тогда его можно наклеить на стену. (Что же остается делать?) Будет ли после этого Анюта рисовать на обоях?

С житейских позиций, то есть с позиций взрослых, вполне понятно развитие событий по первому варианту. Но с позиций ребенка естественным будет третий вариант. Почему?

В полтора года ребенку практически невозможно объяснить, в чем он прав или виноват – слова еще не имеют того смысла, который приобретается хотя бы годам к трем. Более значима интонация речи, действия родителей по отношению к ребенку. Творчество ребенка является пока и продолжением игры, и ее неотъемлемой частью. В этой игре-творчестве мир открывается личности, а личность – миру.

Что чувствует Анюта? Она увлеченно раскладывает кубики. Неожиданно ей под руку попадает помада или, проще, какая-то штучка, у которой есть красный язычок, как у фломастера. Вот здорово! Такой большой фломастер! Анюта проводит по стене линию. Потом еще. Яркие, красные линии. Новый «фломастер» так легко рисует, что даже не хочется останавливаться! И вот стены новой квартиры художественно разукрашены почти по всему периметру.

Дано ли человеку врожденное чувство меры? Вопрос спорный. В любом случае, вести разговор о контроле ребенка за своим поведением пока рано. Однако уже сейчас родители могут помочь сделать Ане первые шаги в этом направлении, поддержав ее творческие устремления. Тем самым они оградят ребенка от чувства вины, страха и необходимости защищаться.

Страница 105