Разоблаченная Изида. С комментариями. Том I - стр. 81
[Метаисторические циклы развития планеты]
Чтобы продемонстрировать, что те понятия, которых древние придерживались в отношении деления истории человечества на циклы, не совсем были лишены философского основания, мы закончим эту главу ознакомлением читателя с одним из старейших преданий древности, касающихся эволюции нашей планеты.
В конце каждого «великого года», называемого Аристотелем – согласно Цензорину – величайшим, который состоит из шести cap,[151] на нашей планете происходит большая физическая революция. Полярный и экваториальный климаты постепенно обмениваются местами, первый медленно передвигается по направлению к экватору, а тропическая зона со своей роскошной растительностью и кишащей животной жизнью заменяется суровыми пустынями ледяных полюсов. Эта смена климатов обязательно сопровождается катаклизмами, землетрясениями и другими космическими конвульсиями.[152] По мере того как океанские вместилища будут смещаться в конце каждого десятитысячелетия и одного нероса, произойдет полувселенский потоп наподобие легендарного Ноева потопа. И этот год по-гречески называется гелиакал; но никто вне стен святилищ ничего определенного не знал о его длительности и о других подробностях. Зима этого года называлась катаклизмом или потопом, а лето – экпиросис. Популярное предание учит, что в течение этих чередующихся времен года мир поочередно будет сжигаться и затопляться•. Это то, что мы по меньшей мере узнаем из «Астрономических фрагментов» Цензорина и Сенеки. Относительно длительности этого года все комментаторы выражаются очень неуверенно – настолько неуверенно, что никто из них, за исключением Геродота и Лина, которые приписывали этому году длительность – первый 10 800 лет, последний – 13 984 года, – не приблизилась к истине (см. Цензорий // Censorius. De Natal Die; Сенека, III, 29]). По заявлениям вавилонских жрецов, подтвержденным Евполемием,[153] «город Вавилон обязан своим возникновением людям, спасшимся от катастрофы потопа; они были великанами и они построили отмеченную в истории башню».[154] Эти великаны, которые были великими астрологами и, кроме того, получили от своих отцов, «сыновей Бога», всякие учения, касающиеся сокровенного знания, – учили в свою очередь жрецов и оставили в храмах все записи о периодических катаклизмах, которым они сами были свидетелями. Вот каким образом верховные жрецы получили свое знание о великих годах. Кроме того, когда мы припоминаем, что Платон в «Тимее» цитирует старого египетского жреца, упрекающего Солона за незнание того факта, что уже было несколько таких потопов, как великий потоп Огигеса, – то нам легко убедиться, что это верование в