Разоблаченная Изида. С комментариями. Том I - стр. 44
ПОСВЯЩЕННЫЕ – в древности это были посвященные в тайнознание, преподаваемое иерофантами в мистериях. В наши дни это те, кто посвящены адептами сокровенного учения в тайнознание, которое, несмотря на то что прошли века, все еще имеет несколько истинных приверженцев на Земле.
САМОФРАКИЙЦЫ – обозначение храмовых богов, которым поклонялись в самофракийских мистериях. Их считают идентичными с Кабирами, Диоскурами и Корибантами. У них были мистические имена, означающие Плутона, Церес или Прозерпину, Вакха, Эскулапа и Гермеса.
СОМА – этот индийский священный напиток соответствует греческой амброзии или нектару, испиваемому богами Олимпа. Мисты[83] при элевзинских посвящениях также залпом осушали чашу кикеона. Пьющий его легко достигает Брадхна, или места сияния и блеска (Небес). Известный европейцам сома – это только заменитель настоящего напитка, ибо лишь посвященный священнослужитель может отведать настоящего сомы; и даже короли и раджи при жертвоприношениях получали только заменитель. Хог подтверждает это своим признанием в своей «Айтарейя-брахмана», что то, что он пробовал и нашел противным, было не сомой, а соком из корней Ниаградха, некоего растения или кустарника, растущего на холмах Пуна. Мы имеем достоверную информацию, что большинство жрецов-жертвоприносителей Деккана утеряли секрет настоящего сомы. Его нельзя найти ни в ритуальных книгах, ни в устных преданиях. Истинных последователей примитивной ведической религии осталось мало; им приписывается происхождение от риши, истинных Агнихотрис, посвященных в Великих мистериях. Напиток сома фигурирует в индийском пантеоне, так как называется Король-Сома. Тот, кто пьет его, разделяет власть небесного правителя, ибо наполняется им подобно тому, как христианские апостолы и их обращенные наполнялись Святым Духом и очищались от своих грехов. Сома делает из посвященного нового человека; он перерождается и преображается, и его духовная природа преодолевает физическую природу; он дает божественную силу вдохновения и чрезвычайно развивает способность ясновидения. По экзотерическим объяснениям, сома есть растение и в то же время ангел. Он с большой силой соединяет внутренний высший «дух» человека, который ангелоподобен, как и мистическая сома – с его «неразумной душой», или астральным телом; и так объединенные властью магического напитка они вместе возносятся над физической природой и принимают в течение жизни участие в блаженстве и в невыразимой славе небес.
Таким образом, индийская сома мистически и во всех других отношениях есть то же самое, что для христиан Евхаристия, причастие. Идея аналогична. Посредством жертвенных молитв-мантр напиток считается мгновенно претворенным в настоящую сому или в ангела, и даже в самого Брахму. Некоторые миссионеры с большим возмущением высказывались по этому поводу, тем более что брахманы употребляют в качестве заменителя настоящей сомы какой-то спиртосодержащий напиток. Но разве христиане менее горячо будут верить во время причастия в претворение вина в кровь Христову, если в вине спирта будет больше или меньше? Разве идея символа не та же самая? Но миссионеры говорят, что час испития сомы есть золотой час Сатаны, притаившегося на дне священной чаши индусов.