Разоблаченная Изида. С комментариями. Том I - стр. 138
«Забота, какую они проявляли в образовании молодежи, знакомя ее с возвышенными добродетельными мыслями и чувствами, делает им особую честь, а их афоризмы и беседы, насколько они зафиксированы историками, доказывают, что они были знатоки философии, метафизики, астрономии, нравственности и религии», —
говорит современный писатель. Они сохраняли свое достоинство под властью самых могущественных принцев, которых они не удостаивали своими посещениями и не беспокоили ни малейшими просьбами. Если последние хотели получить совет или молитвы этих святых людей, то они должны были или пойти к ним сами, или же послать послов. Для этих людей не было скрытой силы растения или минерала, которой они бы не знали. Они измерили глубины природы, тогда как психология и физиология были для них открытыми книгами; результатом этого была наука, или махагиотия, которую теперь презрительно называют магией.
В то время как чудеса, записанные в Библии, стали у христиан признанными фактами, не верить которым уже считалось неверностью, отступничеством, – повествования об удивительных происшествиях и чудесах, находимые в «Атхарваведе»,[251] вызывают у них презрение и рассматриваются как доказательства дьявольщины. И все же в более чем в одном отношении, несмотря на нежелание некоторых санскритологов, мы можем показать тождественность между этими двумя. Кроме того, так как учеными доказано, что Веды появились на много веков раньше еврейской Библии, то если было заимствование одной от других – легко сделать вывод, что тогда не индийские священные книги можно обвинять в плагиате.
Прежде всего, их космогония показывает, как ошибочно было мнение, преобладающее среди цивилизованных наций, что Брахму индусы когда-либо считали своим главным, верховным богом. Брахма – второстепенное божество и, подобно Иегове, является «двигателем вод». Он есть творящий бог и в своих аллегорических изображениях обладает четырьмя головами, что соответствует четырем странам света. Он – демиург, архитектор мира.
«В первоначальном состоянии творения, – говорит Полиер в «Индийской мифологии», – зародышевая Вселенная, погруженная в воды, покоилась в лоне Вечности. Появившись из этого Хаоса и мрака, Брахма, архитектор мира, плыл на листе лотоса, несомый по водам, не в состоянии различить что-либо, кроме воды и мрака».
Здесь налицо полная идентичность смысла египетской космогонии, которая в первых же фразах говорит об Астор,[252]