Разоблаченная Изида. С комментариями. Том I - стр. 104
«этими формами, – говорит Шопенгауэр, – являются время, пространство и причинность. Через время и пространство идея изменяется в бессчетном разнообразии проявлений».
Эти идеи далеко не новы, они произошли даже не от Платона. Вот что мы читаем в «Халдейских оракулах»:[192]
«Работы природы сосуществуют с умственным [νοέρω], духовным Светом Отца. Ибо это был дух [ψυχη], кто украсил великое небо и кто украшает его после Отца».
«Бестелесный мир тогда был уже завершен, имея свое местопребывание в божественном Разуме», —
говорит Филон,[193] которого ошибочно обвиняют в том, что он взял свои идеи у Платона.
В «Теогонии» Мокуса мы сперва находим эфир, а затем воздух; два принципа, из которых родился Улом, постигаемый [νοήτος] Бог (видимая Вселенная из материи) низшего порядка.[194]
В орфических гимнах Эрос-Фанес эволюционирует из Духовного Яйца, которое оплодотворяется эфирными ветрами, причем Ветер[195] есть «дух Божий», про которого сказано, что он движется в эфире, «оплодотворяя Хаос» – божественная «мысль». В индийской «Катакопанишаде» Пуруша, божественный дух, уже стоит перед изначальной материей, из союза которых возникает великая Мировая Душа, «Маха-Атма, Брахма, Дух Жизни»;[196] последние обозначения идентичны с Мировой Душой, или Anima Mundi, и астральным светом теургов и каббалистов.
Пифагор принес свои учения из святилищ Востока, а Платон придал им более понятную для непосвященного человека форму, чем таинственные числа Пифагора, чьи учения он полностью усвоил. Поэтому у Платона Космос есть «Сын», имеющий в качестве отца и матери божественную Мысль и Материю.[197] «Египтяне, – говорит Данлеп,[198] – различали старшего и младшего Гора; первый был брат Озириса, а второй сын Озириса и Изиды».
Первый есть Идея мира, пребывающая в разуме Демиурга, «порожденная во мраке перед сотворением мира». Второй Гор есть «Идея», исходящая из Логоса, одетая в материю и начавшая действительное существование».[199] «Земной Бог вечен, беспределен, молод и стар, волнообразной формы»,[200] – говорится в «Халдейских оракулах».
Эта «волнообразная форма» – образ, выражающий вибрационное движение астрального света. Священнослужители древности были очень хорошо с ним знакомы, хотя их взгляды могут не совпадать со взглядами на эфир современных ученых, ибо они вкладывали в эфир Вечную Идею, наполняющую Вселенную, или Волю, которая становится Силой и творит и организует материю. «Воля, – говорит Ван Гельмонт, – первая изо всех сил. Ибо через волю Творца все было сотворено и приведено в движение… Воля есть свойство всех духовных существ и проявляется в них тем сильнее, чем больше они освободились от материи».