Размер шрифта
-
+

Размышления христианина, посвященные Ангелу Хранителю, на каждый день месяца - стр. 4

(Апок. 5, 11). И не думайте, чтобы эти тайновидцы, говоря таким образом, думали исчислять их; они желали только дать нам понятие, что ум их терялся в сем бесчисленном сонме Ангелов. Сочтите песчинки морские или звезды небесные, и видимые и невидимые, – вы не составите еще того числа, сколько существует Ангелов.

Но в этом бесчисленном множестве Ангелов удивительнее всего порядок, царствующий в небесных воинствах. Порядок есть красота совершенства, премудрость и истина Божия. Премудрость Божия, сотворившая все сущее и даровавшая бытие Ангелов, разделила их на девять чинов. В Священном Писании упоминаются: Ангелы, Архангелы, Силы, Господства, Начала, Власти, Престолы, Херувимы, Серафимы (см. 1 Кол. 1, 16; Еф. 1, 1; 1 Пет. 3, 22). Сии лики подчинены один другому и в своем различии дивно соединены совершенным согласием. Свет льется от высших ликов на низшие. Сияние славы Христа, Ходатая всех, течет от избранного к избранному, на весь сонм блаженных; река жизни, текущая из недр Божества, как прилив и отлив, исполняет небожителей. Какое восхитительное зрелище представляет уму верующего сие чудесное разнообразие в совершеннейшем единстве и сие единство в бесчисленном множестве! Блаженны, Господи, Боже сил, обитающие в доме Твоем и созерцающие столькие чудеса!

Дионисий Ареопагит и другие учители Церкви разделяют Ангелов на девять ликов, а сии девять ликов – на три чина. К первому чину относятся: Престолы, Херувимы и Серафимы; ко второму – Власти, Господства и Силы; к третьему – Начала, Архангелы и Ангелы.

Первые суть Серафимы. Это название означает жар Божественной любви, которою они воспламеняются и которую сообщают другим ликам. Они тем более воспламеняются любовью, говорит святой Григорий Великий, что между ними и Богом нет ни одного Ангела, стоящего и отделяющего их от Бога: они непосредственно соединены с Ним. Пламя любви их тем сильнее, что они ближе других созерцают сияние Божества. (Слово о богослужении.).

Имя Херувимов означает полноту владения, обилие премудрости, по словам святых Дионисия Ареопагита, Августина, Иеронима и Григория Великого. Сей лик Ангелов, говорит святой Григорий Великий, получил название Херувимов потому, что сии блаженные Духи озарены обильнейшими лучами света, созерцая непосредственно предвечный Источник света. Они знают все столько, сколько дано от Бога знать существам сотворенным; они знают это тем совершеннее и полнее, что совершенство естества более приближает их к Создателю. (см. «Песнопения таинственные». Слово 6-е). Два Херувима простирали крылья над ковчегом Ветхого Завета. Евреи, кроме ведения и премудрости, еще предписывали им сильное могущество.

Страница 4