Размер шрифта
-
+

Размышления христианина, посвященные Ангелу Хранителю, на каждый день месяца - стр. 6

4.

Мы видели, какие бедственные последствия имел грех для падших ангелов. Сии несчастные ангелы через свой грех не лишились естественных даров, которыми Творец наделил их при создании. Они лишились блаженства и святости, но сохранили разумение весьма великое и проницательное, хотя сии способности, оставшиеся у них, послужили им наказанием. По сей-то причине царь Давид, как объясняет святой Августин, называет их сильными. Сам Спаситель, говоря о сатане, главе духов падших, называет его князем мира сего (см. Ин. 12, 31), и апостол Павел, объясняя слово божественного Учителя, именует сатану князем власти воздушной (см. Еф. 2, 2). Сей же апостол различает между ними Начала, Власти и Миродержителей тьмы века сего (см. Кол. 2, 15; Еф. 6, 12). Из сего можно заключить, что отпавшие ангелы сохранили отличия, установленные в иерархическом порядке небесных воинств, и принуждены были покориться сатане, сильнейшему и злобнейшему всех их. Но какая эта покорность в жилище полного беспорядка, ненависти и злобы у сих духов, которых уста непрестанно изрыгают хулу и проклятия! Десница Божия низвергла их в адскую бездну, но они из преисподней могут распространяться по вселенной, терзаемые своими наказаниями и огнем палящим. Ненависть против Бога, желание мщения и отчаяние терзают их. Вот в чем заключается история брани добра и зла: это брань сатаны против Бога; ибо премудрость Божественная позволяет гордости их ополчаться против неба, небесных Ангелов и человека до того дня, в который врата адовы будут запечатаны на всю вечность.

Многие неверующие насмехаются над верованием в демонов; но можно ли сомневаться в истине учения, столь твердо доказанного? Что есть злые духи, которых мы называем демонами, это доказывается не только ясным свидетельством Священного Писания, но и единодушным согласием всех племен и народов. Тоже говорил Тертуллиан римским сенаторам: «Имя демонов не ново для вас. Ваши философы и стихотворцы доказали, что знали их, сих духов, отверженных Богом, которых все намерения стремятся к тому, как бы погубить человека».

Действие злых духов весьма очевидно для тех, которые со вниманием наблюдают происшествия в мире. Но отчего происходит эта ярость, с которой они стремятся погубить нас? Не имея возможности учинить нападение на Бога, они нападают на Него в Его творениях, особенно в человеке, созданном по Его образу и подобию. Какое адское удовольствие находят они, чтобы осквернить сей образ и отнять у Творца то творение, к которому Он являет Свою беспредельную любовь! Кто не знает также, что злой дух, не способный делать добро, чувствует неизъяснимое удовольствие, когда может приобрести себе соучастников своих преступлений, разделяющих с ним его наказание? И можно ли сатане быть равнодушным, когда мы живем в надежде блаженства, которого он лишился; когда Господь благодатью Своей равняет нас с Ангелами; когда сын Божий воспринял образ человека, чтобы сделать нас наследниками Богу? (см. Еф. 2, 12). Он приходит в бешенство, когда помыслит, что верные последователи Иисуса Христа, восседая на величественных престолах, будут купно с Ангелами судить его в конце веков. Сия зависть жжет его сильнее, нежели адский пламень. Он возмущает небо и землю, чтобы вовлечь нас в свои сети. Он обращает на нас всю ярость своего гнева и делается опасным для нас наиболее тогда, когда нападает не открытой силой, но коварными прельщениями и разными хитростями своего изобретательного ума.

Страница 6