Работа с фигурными картами таро в психотерапии: мужские и женские архетипические образы - стр. 23
Старшие Арканы таро несут архетипическую символику, соотносятся с тем или иным архетипом. К.Г.Юнг, основатель аналитической психологии, заложивший теорию о Коллективном Бессознательном и архетипах, предложил использовать таро в психологической работе. Эту идею про архетипическую символику Старших Арканов и возможность ее использования в психологической практике, впоследствии развили последователи К.Г.Юнга. Пожалуй, в нашей стране наиболее известен германский таролог Хайо Банцхаф и его книга «Таро и путешествие героя».
А вот Младшие Арканы долгое время, по мнению специалистов, внимания как возможный инструментарий психолога не заслуживали. Мы предлагаем такую возможность все же рассмотреть. Фигурные карты таро несут архетипические мужские и женские образы. И оказывает на нас сильное бессознательное воздействие, хотим мы этого или нет, пытаемся контролировать этот процесс осознанно или пускаем на самотек…
Фигурные карты – часть Младших Арканов, карты, на которых изображен конкретный персонаж – мужская или женская фигура. Иногда их называют «придворными картами».
Фигурные карты колоды: пажи, рыцари, королевы (дамы), короли. Они представлены в каждой масти: кубков, жезлов, монет (пентаклей), мечей. Таким образом, всего в колоде 16 фигурных карт.
Сразу же обращает на себя внимание то, что мужских фигурных карт (с изображением персонажа мужского пола) – 12, тогда как женских фигурных карт (изображена женщина) – всего 4. Так сложилось исторически, и эта традиция сохраняется до сих пор. Подобное «неравенство» не случайно. Мужские образы в искусстве более разнообразные, полные и объемные, чем женские. На то есть две основные причины: культуральная и архетипическая.
1 ) Культуральная причина.
Культуральный уровень символики более поверхностный, чем архетипический, но он все же неимоверно силен, т.к. древнее какого бы то ни было индивидуального опыта отдельно взятой человеческой жизни. Это – опыт поколений, передаваемый столетиями через правила и традиции. Мы словно пропитываемся им насквозь с колыбели.
В патриархальных культурах в искусстве мужские образы представлены разнообразнее и полнее, чем женские. Женские образы – более ограниченные, плоские, примитивные.
О феномене патриархата замечательно пишет аналитический психолог Луиджи Зойя в своей книге «Отец», уже знакомой российским читателям. Страх мужчины перед женщиной как объектом собственных влечений заставляет психологически защищаться путем доминирования над женщиной, контроля и обесценивания. Мужчина боится потерять себя в контакте с женщиной, быть символически поглощенным ей: отсюда частый мифологический, сказочный мотив заманивания мужчины в ловушку прекрасной коварной женщиной, будь то русалка, владычица колдовского замка и т.д. Этот механизм базируется на архетипическом мужском страхе: страхе поглощения. Ведь во время полового акта мужчина входит в женщину, в это сокрытое неизвестное пространство: мало ли что там?.. Сможет ли он выйти обратно?.. Репродуктивные органы женщины скрыты, женщина изначально загадочна и неизведанна, а все неизвестное пугает, начинает обрастать фантазиями и иллюзиями. «Ничто не пугает так, как закрытая дверь», – говорил «король фильмов ужасов» А.Хичкок. Для сравнения: мужская репродуктивная система была досконально изучена еще в Античности, женская… только в XIX веке!