Работа с фигурными картами таро в психотерапии: мужские и женские архетипические образы - стр. 14
Представление о Коллективном Бессознательном и архетипах – гениальное открытие К.Г.Юнга. Возможно, спорное, но такова специфика психологии как науки – многое недоказуемо.
Огромное внимание Юнг уделял работе с символами, выявлению значения символа – амплификации (алхимический термин). Он изучал культурные традиции и символы у разных народов, путешествовал, некоторое время жил в Тибете. Исследовал литературу по оккультизму, в том числе по средневековой алхимии. И обнаружил схожесть символов и их трактовки в самых разных, далеких друг от друга культурах. Из этого последовал вывод об общности глубинных пластов психики у каждого человека.
В соответствии с юнгианской концепцией личности, символ может иметь разные уровни прочтения.
Личная символика. То, что символ означает для данного конкретного человека, напоминает о чем-то из его личного опыта. Например, влюбленные могут говорить «наша песня» о музыке, которую они слушали в день первого свидания, и с тех пор эта песня стала для них символом их любви.
Культуральная символика. Путешественники знают, как легко, используя привычный символ, сделать ошибку в другой стране: жест приветствия в одной культуре превратится в оскорбление в другой стране. Мы киваем, выражая согласие, а индусы мотают головой… Примеров множество.
Архетипическая символика. Универсальная для всего человечества, понятная на глубинном уровне любому человеку, вне зависимости от возраста, пола, национальности, образования…Это самый глубокий и сильный уровень символики, его воздействию на нас невозможно противиться – да и не нужно. На этом уровне не бывает негативной трактовки символа, так как к нему не применим вопрос «Что такое хорошо и что такое плохо?» Здесь нет оценивания, есть принятие всех проявлений жизни. Так же как в природе нет плохих или хороших явлений: все естественно, все закономерно и друг с другом взаимосвязано.
Так, если в нашей культуре черный цвет является траурным и пугающим, то на архетипическом уровне черный цвет воспринимается как символ трансформации, перехода, изменения. Трансформация может пугать, включать в себя разрушение с целью последующего построения: яйцо превращается в гусеницу, гусеница перерождается в куколку, а куколка – в бабочку. Но трансформация закономерна – это часть проявлений жизни.
К.Г.Юнг изучал архетипические символы, их проявления в той или иной культуре – с последующей возможностью использования в психологической работе. Так, живя одно время на Тибете и изучая тибетские маналы, Юнг заимствовал работу с мандалами в психологию как средство восстановления целостности. Мандала – круг (именно так это слово и можно перевести с санскрита), архетипический символ целостности. И если сейчас работа с мандалами очень популярна в психотерапии, то 100 лет назад внести такое предложение было большой смелостью.