Работа с фигурными картами таро в психотерапии: мужские и женские архетипические образы - стр. 11
Интересна семейная история К.Г.Юнга: в его роду были и врачи (отцовская линия), и священники (сам отец), и медиумы (материнская линия, включая саму мать). В детстве он оказывался свидетелем спиритических сеансов, во взрослости сам принимал в них участие. В своей профессиональной жизни он интегрировал все эти родовые линии, объединив науку и оккультизм. Будучи, как и отец, врачом, он стал затем психоаналитиком, привнес в науку немало "мистики", дав ей научное объяснение: тем самым увеличив область "научного" и сократив область "мистического".
Получив психиатрическое, а затем и психоаналитическое образование, будучи любимым учеником З.Фрейда – «крон-принцем психоанализа», как его называли, К.Г.Юнг постепенно начал формировать собственную научную концепцию, что и послужило причиной конфликта между двумя гениальными учеными. Он создал свое собственное представление о структуре личности и о движущих силах развития, принципиально отличные от теории З.Фрейда. Это представление о структуре личности и об архетипах и привело ученого к идее использования карт таро. Но сперва нам надо поговорить о его предшественнике и о базисе теории Юнга.
З.Фрейд предположил, что нами движут две мощные бессознательные силы: Эрос и Танатос.
Эрос – влечение к жизни, выражающееся в желании жить и передавать жизнь дальше, наш сексуальный инстинкт. «Эрос» – греческое слово (его также можно произносить как «Эрот»), имя маленького, но древнего и могущественного бога любви, сопровождавшего Афродиту. Он знаком нам также под именами Амура и Купидона (в римской мифологии). Силе Амура нельзя противиться – его стрелы любви сражают наповал, даже богов. Раненый Амуром испытывает непреодолимое любовное влечение к объекту любви – метафорическое отображение того, что силе древнего инстинкта невозможно противиться, даже богам!
Танатос – влечение к смерти, инстинкт разрушения, причем не только других, но и себя самого. «Танат» в переводе с греческого – «смерть». Танатос – божество античного пантеона: у него железное сердце, он не принимает дары (смерть нельзя разжалобить или подкупить!), в его руках – погасший факел (погас огонь – погасла жизнь, «Погасла искра жизни», – говорим мы). Танатос – древняя и могущественная сила.
Эти два инстинкта, Эрос и Танатос, вечно борются между собой, с переменным успехом, претендуя на главенство. Именно с идеей об этой борьбе связано название известного фильма режиссера Пола Верховена «Основной инстинкт» (1992, США-Франция). Главная героиня (в исполнении Шэрон Стоун) убивает своих любовников ледоколом, прямо в постели – в этом сюжете тесно переплетены эротика и агрессия, секс и разрушение. С точки зрения психоанализа, само орудие убийства (ледокол) является символическим фаллосом (а фаллос дает жизнь), и «фаллос» выступает как орудие убийства: любовь и насилие сливаются воедино. Из фильма мы узнаем, что некогда она убила и своих родителей, которых, несомненно, тоже любила, ведь всякий ребенок любит своих родителей. Увлекшись главным героем (Майкл Дуглас), она вновь становится перед выбором: любить или убить. Ее колебания мы видим в финальной сцене фильма: пара лежит в постели, и рука героини уже тянется к ледоколу, но страсть одерживает верх над ненавистью, и агрессия перерастает в бурный половой акт. Надолго ли Эрос победил Танатос и что ждет героев в будущем – мы не знаем… Таким образом, создатели фильма заставляют задуматься: какой же инстинкт все же является основным? Эрос или Танатос, созидание или разрушение?..