Размер шрифта
-
+

Пути Церкви - стр. 23

И еще одно. Он был уже измучен этими людьми с их честолюбием, притязаниями, расколами (уже тогда появлялись расколы). И в Послании к галатам он пишет: «Уже не я живу, но живет во мне Христос»[26]. То есть то, что он совершал, он совершал силой Христовой.

Постепенно создается сеть языкохристианских общин, то есть общин, состоявших в основном уже из бывших язычников. И ему приходилось сначала внушать им идеи монотеизма, единобожия, а лишь потом говорить о Христе.

Однажды он прибыл в Листру и исцелил там больного человека. А согласно древним легендам, именно в этих местах странствовал Зевс с Гермесом и посетил Филимона и Бавкиду – такую трогательную супружескую пару. И когда Павел совершил это исцеление, он вдруг увидел, что к нему ведут быка, да еще украшенного цветами, идут жрецы, поют песни, восклицают, – все решили, что Зевс – это Иосиф Варнава, потому что он был человек высокий, величавый, а Меркурий (Гермес) – это Павел, такой небольшой, подвижный и говорливый.

Он закричал: «Братья! вы с ума сошли. Мы обыкновенные люди!» После этого он долго им разъяснял только одну истину, он говорил им не о Христе, не о Евангелии, а о том, что Бог един…[27]

Часто мне задают вопрос: почему в христианстве сохранилось обращение к священнику «отец». Конечно, это противоречит прямым словам Христа. Вероятно, Павел и не слышал об этих словах, потому что Евангелия были написаны несколько позднее и он не читал наших Евангелий – ведь прошло еще так мало времени, пока еще жива была память, живо устное предание!..

И Павлу кажется, что он родил тех, о ком заботился. «У вас не много отцов, – пишет он в одном из своих писем, – я родил вас во Христе»[28].

И это действительно было так. Муками родов мучился он постоянно. И то, что в Посланиях апостола Павла мы видим тревоги, трудности, проблемы христианской общины, делает его послания драгоценными. Мы видим, что первые христиане, хотя и были, вероятно, лучше нас, но они не были идеальными существами. Они тоже страдали от тех же слабостей человеческих, что и мы в наше время.

Например, одна группа христиан решила: скоро конец света – побросали все работу и ждали. И Павел писал: «Что же вы делаете?! Кто не хочет работать, тот пусть и не ест!»[29] Вот откуда пошла эта поговорка, это слова апостола Павла.

Вообще в своих Посланиях он произносит очень много слов, ставших крылатыми. Например: «Все мне позволительно, но не все полезно»; «Где нет закона, нет и преступления»; «Буква убивает, а дух животворит»; «Жало в плоть» – это все его слова. И немало подобных фраз.

Страница 23