Пути Церкви - стр. 25
Я с особым чувством вспоминал это, когда сам шел по этому месту, где частично сохранились некоторые памятники того времени. Отсюда апостол Павел увидел Вечный город! Это был самый дорогой ему город, потому что это был город универсальный, а Павел был проповедником христианского универсализма.
Все народы соединяются во Христе.
Свобода есть главное отличие христианского духа: не рабство, а служение свободе и любви.
И вот этот человек появляется в Риме. Его бурно встречают. Почему? А вы откройте Новый Завет, и там найдете Послание апостола Павла к римлянам. В 58 году, за несколько лет до его прибытия в Рим, он написал римским христианам: «Я знаю о вас, какие вы верные, доблестные, о вас все Церкви знают, и я хочу побывать у вас»[32]. И он излагает им свою доктрину. Доктрину спасения не через дела Закона, а через благодать Христову!
Христианская свобода, христианская любовь, практическое служение друг другу – вот основа благовестия апостола Павла. Он называет это «моим Евангелием», «моей Радостной Вестью».
Но не надо думать, что он был основателем новой религии. Он всегда считал себя только служителем Иисуса Христа. Христос открылся ему в его опыте, и он говорил от Его лица, как говорит пророк от лица Божия. Поэтому он неотделим от Христа. Поэтому неправы те, которые считали его основателем христианства или сухим богословом.
Это был человек нежный, страстный, любящий, человек, который все положил на алтарь любви к Господу. Он не имел семьи, не имел дома, он всю жизнь странствовал. Но это его не сделало ни жестоким, ни черствым, а он всегда оставался вдохновенным. В конце концов, в этом Риме он и погиб в 67 году.
У него была одна черта: он каждый час своей жизни чувствовал, как Дух Божий направляет его. Когда он шел, пересекая Тарсийские горы – путь тяжелый, переходы, перевалы, он даже весь полуостров прошел пешком, – он всегда вопрошал Дух Божий и всегда получал ответ. Потому что действие Промысла совершается иногда в мельчайших деталях; это не что-то глобальное, а повседневная жизнь, жизнь каждого дня.
Он постоянно чувствовал близость Бога. Недаром первые христиане в то время называли пришествие Христа Парусией. «Парусия» значит одновременно и «пришествие», и «присутствие», то есть Христос присутствует в нашей жизни.
В 64 году Павел, вероятно, был уже оправдан. Он уехал и, кажется, достиг Испании. В это время осенью в Риме вспыхнул пожар, и впервые огромное множество христиан, как пишет историк того времени Тацит, было зверски казнено в цирках Рима. Сегодня в Колизее стоит памятник-крест в память о тех христианах, которые погибли за Христа.