Размер шрифта
-
+

Путеводитель по мировой литературе - стр. 23

Но в Англии большим авторитетом пользуется другой «доктор». XVIII столетие в литературе известно там как «век Сэмюэля Джонсона». Доктор Джонсон (1709–1784) – он известен преимущественно под этим именем – считается одним из самых великих и прославленных авторов англоязычного мира. То, что в России его имя почти неизвестно, – одно из самых больших недоразумений, ибо для англичан доктор Джонсон стоит в одном ряду с Шекспиром и Диккенсом, его постоянно цитируют и его афоризмы вошли в общий кладезь британской мудрости. Друзья в шутку называли его «Великим ханом литературы», подчеркивая тем самым его значение.


# босуэллизм

Джонсон известен как великий лексикограф, он автор «Словаря английского языка». Кроме того, его перу принадлежит множество статей и очерков об английских писателях. Однако подлинно великим его сделала книга его младшего друга Джеймса Босуэлла (1740–1795) «Жизнь Сэмюэля Джонсона». Джонсон, типичный пример того случая, когда личность автора выше и интереснее всего им написанного. Если в оригинальных текстах у него сложный синтаксис, язык перегружен латинизмами, то в «Жизнеописании» он предстает как автор тонких и подчас парадоксальных наблюдений, острот, чеканных афоризмов, а главное, чрезвычайно увлекательным собеседником. Благодаря своей книге, столь выразительно и рельефно запечатлевшей личность доктора Джонсона, Босуэлл считается одним из лучших в мировой литературе одновременно и мемуаристом, и автором жизнеописания. В английском языке даже имеется термин «босуэллизм», означающий тесную дружбу с тщательным ее фиксированием на бумаге одним из друзей.

Большое влияние на развитие английской прозы оказали два современника Дефо и Свифта: Ричард Стил (1672–1729) и Джозеф Аддисон (1672–1719). Они считаются «отцами» английской журналистики, будучи издателями журналов «Татлер» и «Спектейтор», для которых писали статьи в жанре эссе, отличавшиеся меткой наблюдательностью и точностью языка, в которых они создавали типичные портреты современников: сельских дворян, аристократов и т. д.

В середине XVIII века крупнейшими прозаиками Британии выступила «большая тройка» романистов: Самюэль Ричардсон (1689–1761), Генри Филдинг (1707–1754) и Тобийас Смоллетт (1721–1771) – шотландец по происхождению. Ричардсон написал три длинных романа в письмах: «Памела», «Кларисса» и «История сэра Чарьза Грандисона». Он был по профессии печатник и обратился к писательству в пятидесятилетием возрасте. Его романы пользовались огромным успехом не только в Англии, но и во всей Европе, и даже спустя более чем полвека, характеризуя круг чтения дворянских женщин начала XIX столетия, Пушкин писал:

Страница 23