Размер шрифта
-
+

Путеводитель по мировой литературе - стр. 25

Стоит также упомянуть Оливера Голдсмита (1728–1774), автора популярного романа «Векфилдский священник» (типичного произведения в духе сентиментализма), поэмы «Покинутая деревня» и не сходящей со сцены комедии «Ночь ошибок». Он был писателем не первого ряда, как вышеперечисленные, но одинаково удачливым во всех жанрах.

Если рассматривать английскую драматургию, то помимо Голдсмита необходимо отметить, во-первых, драматургов комедии Реставрации, писавших остросатирические комедии нравов, в основном любовной тематики, подчас с грубыми натуралистическими деталями: Уильяма Уичерли (1640–1716), Джона Ванбру (1664–1726) – человека уникальных дарований, ибо он одновременно был и выдающимся архитектором своего времени, и Уильяма Конгрива (1670–1729). В конце же столетия прославился Ричард Бринсли Шеридан, автор хорошо известной у нас комедии «Школа злословия». Он был также видным политиком своего времени и знаменитым парламентским оратором.

Если рассматривать английскую драматургию… необходимо отметить, во-первых, драматургов комедии Реставрации, писавших остросатирические комедии нравов, в основном любовной тематики, подчас с грубыми натуралистическими деталями

Поэзия в Век просвещения, когда в почете были рационализм и классическая ясность, пребывала в глубоком упадке. Александр Поп (1688–1744) – ведущий представитель английского классицизма, писал формально гладкие стихи (героический куплет), но пустые по содержанию, лишенные подлинного вдохновения и чувства. Впрочем, некоторые его строки стали широко известными афоризмами.

Едва ли не единственным крупным поэтом этого столетия в Британии был Томас Грей (1716–1771), автор «Элегии, написанной на сельском кладбище», известной у нас в переводе Жуковского, которая породила моду на сентиментализм в поэзии.

Для англичанина будет приятной неожиданностью, если вы упомяните другое стихотворение Грея, популярное только в его стране, – «Ода на смерть кота-фаворита», легкое и ярко сатирическое. Стоит отметить также двух авторов, прославившихся своими литературными мистификациями: Томаса Чаттертона (1752–1770), писавшего на якобы древнеанглийском языке в средневековом духе, покончившего самоубийством в неполных восемнадцать лет, и шотландца Джеймса Макферсона, автора «Поэм Оссиана», которые стали общеевропейской сенсацией, повлияв на развитие романтизма.

На рубеже XVIII–XIX веков происходит возрождение английской поэзии. Оно связано с именами шести романтиков (трех старших и трех младших) и стоявшего особняком Уильяма Блейка (1757–1827). В этот момент она не просто возвращается на мировой уровень, но и оказывает непосредственное воздействие на современную ей зарубежную литературу.

Страница 25