Путешествие по русской кухне от Юлии Евдокимовой - стр. 64
В 1997 году в Чувашии открыли музей пива, где проходят не только экскурсии, но и дегустации. Таких музеев в России три: в Москве, Санкт-Петербурге и Чебоксарах.
Здесь проводят и обряды, связанные с пивоваренными традициями.
Для каждого случая существовало свое пиво.
Весеннее пиво – сурхи сара,
Пасхальное – ман кун сари,
Пиво матери земли – сер амаш сари,
Пиво пчелиной матки – хурт ами сари,
Пиво для моления – чук сари
и так далее, видов пива, каждое со своим названием, было несколько десятков.
Для праздника Акатуй варили одно пиво, для крещения ребенка или поминок – другое.
Древний обряд «кӗр сăри» лежит в основе «Кёр пуянлахе» – праздника осеннего богатства.
Когда завершали сбор урожая, из собранного зерна пекли хлеб и варили пиво.
Сегодня этот праздник уже в современном его виде проходит в Чувашии, и самое зрелищное мероприятие – конкурс пивоваров. Каждый из участников учит своего преемника (родственника – внука, племянника, или просто знакомого) варить пиво, а авторитетное жюри определяет, что из этого получилось.
«Кӗр сăри» – старейший земледельческий обряд чувашей, во время которого в старину приносилась бескровная жертва девяти, а местами и двенадцати высшим богам. По преданию, боги требовали себе в жертву такие продукты, к которым должна быть приложена рука человека – например, варение пива.
Женщины облачались в белую рубаху с богатым орнаментом на груди, узоры означали символы солнца, небесного огня, небосвода, гор и древа жизни, позднее появилась рубаха из пестрядинной ткани с двумя рядами оборок, фартук с вышивкой, головные уборы и украшения.
Мужчины также появлялись в белой рубахе, богато украшенной орнаментом-вышивкой или в рубахе из пестряди с тканым поясом. Поверх рубахи – длинный халат из домотканого белого холста с орнаментом. В прошлых веках его носили в основном пожилые мужчины, которые являлись жрецами во время различных жертвоприношений. На голове – колпак. Также мужчина надевал белые или сероватые ёытма (порты), заправленные в черные сапоги.
Обязательно звучала музыка: гармонь, скрипка, барабан и треугольник.
Празднование «кӗр сăри» обычно устраивалось в конце октября или в начале ноября на новолуние.
Во время праздника нужно обязательно обойти родственников с угощением и пробовать пиво из нового урожая.
Обход начинался в главном доме – основателя рода. Во всех домах починали бочку пива. Опуская в пивной сосуд горячую кочергу, наговаривали: «О, боже, прими наше жертвенное пиво. Тебя поминаем, молим молочком нового урожая (то есть пивом), преклоняемся пред тобой. Молимся, чтобы из одного зерна произрастало тысяча зерен. Дай силу народу, миру покой. О, боже, дай нам, вкусив горечь пива, сладострастно говорить».