Размер шрифта
-
+

Путешествие по русской кухне от Юлии Евдокимовой - стр. 66

Стараясь жить в единстве с природой, чуваши смотрели на воду как на основу жизни, поэтому во время обряда молились и о том, чтобы молодые люди создали семьи.

* * *

Обряды чаще всего проводились на холме – кереметь, это место, где живут духи.

Выбиралось возвышенное место около воды, к западу от деревни (западная сторона была связана с миром мертвых). В центре холма должно расти дерево, любое, кроме дуба, или устанавливался столб.

* * *

Народные песни


Длинными зимними ночами молодежь проводила время на посиделках – «улах».

Посиделки организовывали девушки. Собирались обычно у кого-нибудь дома или в доме одинокой женщины, а участники посиделок помогали ей в делах по дому – дров наколоть, хлев почистить.

Девушки приходили с рукоделием: вышивкой, вязанием. Затем появлялись парни с гармошкой, садились между девушками и смотрели на их работу, угощали пряниками. На посиделках пели песни, плясали, устраивали игры, такие посиделки собирались на многих улицах, и парни за ночь успевали побывать на многих. Приходили и родители, посмотреть на будущих женихов-невест. Их угощали пивом, а они клали в ковш деньги, которые отдавали гармонисту.

* * *

«Мăнкун» – самый светлый и большой праздник у чувашей. Перед Пасхой женщины обязательно моют избу, белят печи, мужчины наводят порядок во дворе. К Пасхе варят пиво и наполняют бочки. В день перед Пасхой моются в бане, а ночью идут в церковь на «Автан келли».

На Пасху и взрослые, и дети наряжаются в новые одежды. Красят яйца, готовят «чăкăт», пекут пироги.

По традиции в дом первой должна войти девочка, тогда у скотины будут телочки! Девочке дают крашеное яйцо и сажают на подушку, где она должна сидеть очень тихо, чтобы домашние птицы – куры, гуси, утки – спокойно выводили птенцов.

«Мăнкун» длится целую неделю. Дети веселятся, играют на улицах, катаются на качелях. В старину на каждой улице специально к Пасхе устанавливали качели, на которых катались не только дети.

Взрослые на Пасху ходят «калăм», в некоторых деревнях это называют «пичке пуçлама», т. е. открывать бочки. Все собираются у одного из родственников, а затем ходят по очереди из дома в дом с песнями под гармошку.

В каждом доме принимают угощения, поют, пляшут.

Но прежде всего старики молятся божествам, благодарят за проведенный год, просят удачи в следующем году.

* * *

«Акатуй» – весенний праздник, проводимый после завершения посевных работ, праздник сохи и плуга. Во время праздника проводятся соревнования по борьбе, скачкам на лошадях, стрельбе из лука, в перетягивании каната, в лазании по шесту за призом. Победителей награждают подарком, а самый сильный из борцов получает звание «паттăр» и в награду барана.

Страница 66