Путь жизни – православный - стр. 29
Встреча со старцем сейчас – скорее исключение из общего правила, потому что далеко не все к ним попадают. Если бы миллионы людей пришли к старцу, то он, конечно же, не смог бы принять всех, а только очень немногих. И если не послал нам Господь старца, то будем довольны духовником, который у нас уже есть. Если сложились отношения с духовником, и мы удовлетворены его руководством, то не стоит искать кого-то еще, «бегать по старцам». Иначе можно всю жизнь проискать святых и при этом пройти мимо того, кого послал нам Бог для нашего спасения.
Святая Русь
Нередко при изучении религии, истории, традиций нашей страны, мы встречаемся с понятием «Святая Русь».
Но что же это такое? Оглядываясь вокруг, мы особой святости не видим. Это вовсе не то же, что современная Россия. «Святая Русь» – это прежде всего святыни Русской Земли в их совокупности, в их целостности. Это ее монастыри, церкви, благочестивое священство, мощи, иконы, священные сосуды, праведники, святые события истории Руси. Это святые и праведные люди, несущие свет Христов в общество. Все это объединялось в понятие Святая Русь, освобождалось от всего греховного, наносного, чуждого совести и отвечало лучшим порывам русской души.
Святой – это идеал человека. Поведение святого – пример для поведения всех людей. Святые – это идеальные люди, уподобившиеся Богу, достойные поклонения и подражания. Вместе с тем, народ не может жить только одним унифицированным идеалом человека. Каждый человек индивидуален и своеобразен и поэтому у каждого может быть свой путь к достижению святости. Как различные драгоценные камни, преломляя в себе солнечные лучи, играют различными красками, так и люди, в которых живет Святой Дух, по-разному являют Его в этом мире. Если мы с этой точки зрения посмотрим на русских святых, то поразимся не только многообразию и их разноликости, но и их связью с русской действительностью. Среди святых Древней Руси – рядовые монахи, основатели монастырей, святители, князья-военачальники, князья-мученики за веру, просветители народов, окружавших Русь, княгини, домохозяйки, дети-мученики, юродивые. Не все они повсеместно пользовались одинаковым почитанием. Были среди них и местночтимые, и получившие всероссийское признание.
Итак, в разное время могут возникать разные типы святости. Эпохой наивысшего духовного подъема на Руси являлся конец XIV и весь XV век. Среди святых этого времени особенно выделяется прп. Сергий Радонежский, основатель Троице-Сергиевой лавры и его ученики, построившие множество монастырей Русского Севера.