Путь жизни – православный - стр. 31
Основным условием канонизации святых во все времена было проявление подлинной святости праведника. Свидетельствами такой святости могли быть:
• Вера Церкви в святость прославляемых подвижников как людей, Богу угодивших и послуживших пришествию на землю Сына Божия, проповедовавших Святое Евангелие.
• Мученическая за Христа смерть или истязание за веру Христову.
• Чудотворения, совершаемые по молитвам к святым или от честных его останков-мощей.
• Высокое церковное первосвятительское и святительское служение.
• Большие заслуги перед Церковью и народом Божиим.
• Добродетельная, праведная и святая жизнь, не всегда засвидетельствованная чудотворениями.
Нередко свидетельством о святости праведника было большое почитание его народом, иногда еще при жизни.
При многообразии причин и оснований к канонизации святых в различные периоды существования Церкви одно остается неизменным: всякое прославление святых есть явление святости Божией, оно всегда совершается по благословению и волеизъявлению самой Церкви.
Наряду с ликами святых, по характеру их церковного служения (мученики, святители, преподобные, Христа ради юродивые и др.), в Русской Церкви святые различались и по распространенности их почитания – местнохрамовые, местноепархиальные и общецерковные. Сейчас различаются только местночтимые (т. е. те, чьё почитание не выходит за пределы какой-либо епархии) и общецерковные. Критерии к прославлению общецерковных и местночтимых святых одинаковы. Имена общецерковно прославляемых святых сообщаются Предстоятелям братских Православных Поместных Церквей для включения в их Святцы.
Информация к размышлению
Будьте святы, потому что Я свят (1 Пет. 1, 16)
Всякий человек, рожденный в мир сей, тем паче христианин, пусть не думает, будто родился для того, чтобы наслаждаться сим миром и вкушать его радости, потому что если б этот был конец и эта цель его рождения, то он не умирал бы. Но пусть содержит в мысли, что родился он, во-первых, для того, чтобы быть (начать существовать) из не сущего, каким был; во-вторых, для того, чтобы, подобно постепенному возрастанию телесному, возрастать мало-помалу и возрастом духовным и добрым подвигом восходить в то священное и боголепное состояние; в-третьих, для того, чтобы сделаться достойным обитать в небесных селениях и быть вчинену в сонм святых ангелов и петь с ними победную песнь Пресвятой Троице, Которая как одна дает ему бытие, одна же Своею благодатию дарует и благобытие, т. е. то показанное – священное боголепное состояние».
Преподобный Симеон Новый Богослов