Путь в Церковь: мысли о Церкви и православном богослужении - стр. 7
Я в Церкви – в мире чудес Божиих, в царстве благодати, божественной правды, святыни, в мире нетления, в мире Ангелов и святых, написанных на небесах (Евр.12, 23). Я здесь с Богом, с Богоматерью, с Ангелами и всеми святыми. В Ветхом Завете поражает особенно чудо творения мира единым словом Божиим. В Новом Завете – чудо воплощения Божия. Бог сделался человеком, не переставая быть Богом – вот чудо из чудес! Бог пострадал, умер по человечеству Своему, воскрес для искупления человека и в надежде подал воскресение всему роду человеческому – вот чудо милосердия, снисхождения Божия!
Мы живем в царстве чудес, т. е. в духовном царстве Святой Троицы – в Церкви Божией – и первое величайшее в нем чудо есть чудо воплощения Божия, вочеловечения Бога-Слова, и чудо рождения безмужной Матери, родившей Богочеловека, и Ее превознесение выше всех тварей, выше пресветлейших Херувимов и пламенеющих Серафимов. Это чудо, по достоянию, прославляется в Церкви Божией. Как человечество возвышено этим чудом воплощения Божия! Как облагодетельствовано, как возлюблено, как чудно спасено от заслуженного вечного наказания, от праведного проклятия Божия – почтено пакибытием, удостоено наследия небесного! Это достойно вечного славословия! И в Апокалипсисе изображено это славословие спасенных Господом (См. Откр. 7, 10; 12, 10, 13; 19, 1). Мы должны взаимно возлюбить Господа и возлюбить друг друга как члены единого тела под Главою Христом.
Церковь на земле – средоточие жизни истинной, духовной, небесной, средоточие святыни, правды Божией, премудрости, силы, мира Божия, истинной свободы.
Церковь – общество спасаемых. Церковь – святое и чудное сочленение душ праведных, на небесах царствующих, и людей, право верующих во Христа и еще подвизающихся на земле, соединенных Главою Христом: сочленение, одушевляемое, освящаемое и укрепляемое Духом Святым.
В Церкви нашей нет никакого учреждения, обычая, обряда, которые бы установлялись без соизволения Главы ее – Господа Иисуса Христа, и Кормчего ее – Духа Святого. Он наставляет пастырей ее на всякую истину. Он – Виновник всего благоустройства.
Церковь есть наилучший, небесный друг всякого искреннего христианина. Священник должен быть носителем и выразителем ее духа для всех мирян. Церковь есть наилучшая духовная нежнейшая мать наша. Священник должен быть носителем и выразителем духа матерней любви к мирянам, почему и называется отцом, а их называет чадами.
История Церкви – громкая свидетельница всей истины Божией, всего Откровения. Церковь Божия – всемирный маяк, светящий всем плавающим в пучине житейской (апостолы, пророки, мученики, святители, преподобные). В Церкви выразился дух любви Божией к людям в пастырстве, в отчестве и сыновстве (отцы духовные, чада духовные). Строго держаться надо этого духа пастырям и пасомым. Не мы, пастыри, пасем, а Сам Отец небесный через нас пасет; мы должны помнить свое отечество небесное, к которому должны стремиться и к которому должно приводить верующих церковное пастырство.