Путь в Церковь: мысли о Церкви и православном богослужении - стр. 9
Церковная история не должна быть только перечнем фактов, но должна быть учительницей догматов и всех христианских добродетелей для учащегося молодого поколения и для всех возрастных, а именно молитвы, веры, упования, любви, терпения, мужества, смирения, покорности Провидению, воздержания, чистоты, целомудрия, повиновения и прочее. Она должна быть обличительницей современных общественных нравов и пороков, от которых должна предохранять. Учащиеся и взрослые должны, как в зеркале, видеть в ней все недостатки или совершенства людей или отдельных лиц, о которых она повествует, чтобы не увлекаться худыми примерами, а подражать добрым.
Братия, други! Любите Церковь: в Церкви ваша жизнь, или ваша живая вода, бьющая непрестанным ключом из приснотекущего источника Духа Святого, ваш мир, ваше очищение, освящение, исцеление, утешение, просвещение, ваша сила, помощь, ваша слава, в ней все высочайшие вечные интересы человека. О, какое благо Церковь! Слава Господу Церкви, изливающему на нее Свои дары в безмерном множестве! О, веруйте, веруйте не словами только, но делами во Святую Соборную Апостольскую Церковь, или общество спасаемых во Христе, украшаясь всякою добродетелью.
Сколь истинно до йоты все учение и предание Церкви, например хотя бы учение о мытарствах. Я еще на земле испытываю истину эту. Когда я служу Богу, тогда чувствую по временам, как злые и нечистые демоны задерживают мою душу, не попуская ей в мысли и слове идти к Богу и делая мне различные запинания: то блудными помыслами, то пристрастием к пище, к деньгам, к одежде, то злобою и гневом, то завистью, то непослушанием и противлением, то суетным страхом и боязнью, то унынием и разленением и сонливостью. Так и по кончине человека они удерживают душу грешную.
Доказательством истины, единства, святости, соборности, апостольства, спасительности Церкви служит то, что она объем лет всех святых на небесах, живущих на земле и умерших, всех возглавляет во Христе, сообразно чему и самый храм разделяется на три части – на алтарь, означающий небо, церковь, означающую землю, и притвор, означающий преисподнюю. В этом божественном, премудром и спасительном устройстве все божественно, премудро, спасительно, утешительно: члены Церкви друг другу помогают достигать спасения и блаженства в Боге. Члены небесной Церкви – земным, земные живущие – сущим на земле и умершим – самая полная, живая связь одних с другими, тогда как у лютеран эта связь порвана: там нет почитания святых и останков духовных, животворных; нет благодарственной жертвы за святых, умилостивительной – за умерших; мертвые оставлены без помощи, не пользуются попечением и любовью Церкви, брошены на произвол.