Путь в Церковь: мысли о Церкви и православном богослужении - стр. 35
Пресвятая Богородица – утешение мое непостыдное, твердое. Она преисполнена благости, святости, милосердия, сострадания. Чего нету меня, то есть в Ней с преизбытком. У меня нет чистоты, святости, искренней благости и милосердия. В Ней же все это есть со всяким преизбытком, и Она может Своими молитвами и ходатайством испросить все у Своего Сына и Бога. И потому я молю Ее: человеколюбия Твоего пучину, благоутробия глубину и благости и щедроты неисчетные покажи на мне, окаянном; утоли пажить греховную, целомудрие подавши, и соблюди с душою моею и тело мое нескверно![5]
Утроба святых человеколюбива, добра, подвижна к милосердию и состраданию ко всем. Утроба ли Матери Божией не человеколюбива и не подвижна к милосердию? Она пучина милости и щедрот.
На земле бывали прозорливые из святых угодников, знавшие тайные помышления сердец. Матерь ли Божия не видит всегда все помыслы наши, Матерь Божия, к Которой во веки бесконечные вселилось всевидящее Око – Сам Господь?!
В святых Божиих олицетворены все добродетели: девство и распинание плоти со страстями и похотями в преподобных; бессребреничество в бессребрениках (против сребролюбия), презрение к плоти и к самой жизни в мучениках; любовь к правде вообще в праведниках; любовь к девственной чистоте, смирению, послушанию в Пресвятой Деве Богородице, кто хочет – источники многочисленны и неисчерпаемы!
Что будет с тем человеком, который, упав с корабля в воду и видя брошенную ему веревку или лодочку для спасения его, не только не хватается за веревку или лодку, но еще отталкивает их? Он погибнет в бездне. Таковы христиане, которым для спасения от вечной погибели подано с неба как бы вервие – Святое Писание, все Таинства с величайшею тайною Тела и Крови Иисуса Христа. Ладья спасительная – Церковь Христова. Кто отвергает Ее, тот, несомненно, погибнет, да и поделом, за свою гордость, за свое безумие, суемудрие, мерзкое пристрастие и свой каприз.
Может ли Ефиоплянин переменить кожу свою и барс – пятна свои? так и вы можете ли делать доброе, привыкнув делать злое? (Иер. 13, 23). Значит, зло находится от самого зачинания нашего в падшей грехом природе нашей, а без особенной благодати и помощи Божией человек не может делать сам по себе чистого добра, и все почти добрые дела его пропитаны самолюбием, расчетом, корыстью, лицеприятием, тщеславием, желанием славы людской или страхом, раболепством перед сильными мира сего.
Как арап не может переменить черную кожу свою на белую и барс пеструю шкуру свою, так и вы не можете творить добра, привыкнув ко злу и лукавству. Нужна всесильная благодатная помощь свыше.