Размер шрифта
-
+

Путь к спокойствию. Учение Будды - стр. 32

Попробуем дать чуть более точное определение беспокойства: это излишняя выраженность эмоциональных состояний, которые теряют свою адаптивность и становятся опасными. Душевный покой требует нормальной, а не излишней подвижности внутренних процессов.

Когда мы говорим о нормальной или излишней подвижности процессов, то, естественно, возникает сомнение: действительно ли имеет место одна и та же субстанция в разной стадии активности? Как состояния воды – лёд и пар. Или это разные субстанции? Тогда получается, что если один человек наделён конкретным качеством «бережливостью», а второй – такой же конкретной «жадностью» – это качества разной природы. Если так, то нам нужны совершенно разные подходы, которые будут противостоять либо завышенной бережливости, либо явной жадности.

Кроме того, если это неотъемлемые качества, являющиеся характеристиками отдельных личностей, то их невозможно удалить из индивидуальной структуры, не разрушив саму структуру. Если же это всё-таки качество одной универсальной природы, но выраженное у разных людей с разной силой, то что оно из себя представляет? Чем обусловлена его способность так радикально изменять характеристики?

К примеру, можно ли сказать, что волнение является сутью конкретного человека? Тогда он не сможет избавиться от беспокойства, это «встроенное» качество порождает всевозможные волнения, подобно печени, вырабатывающей жёлчь – и оно, как печень, незаменимо. Беспокойство для такого человека – нормальное состояние, и можно пытаться слегка его ограничить, чтобы не допускать эксцессов. Если так, то для другого человека характерен покой; для него беспокойство – это болезнь, которая иногда наваливается подобно простуде и потом почти бесследно проходит.

Дхарма утверждает, что все наши индивидуальные особенности не так уж индивидуальны. Что в своих негативных проявлениях мы поразительно банальны и отличаемся только выраженностью своих конкретных «негативностей». Эта новость окрыляет надеждой на успешное противостояние вредоносным внутренним факторам, из-за которых мы сами у себя так успешно крадём собственный покой.

Пора познакомиться с очередными действующими лицами в спектакле, который мы условно называем «беспокойство». Буддизм утверждает, что основным провокатором выступают не объекты окружающего мира, но наши собственные внутренние факторы: эмоции, желания и навязчивые мысли. Иными словами, беспокойство и всё, что его провоцирует, приходит изнутри. Эта мысль кажется странной? Конечно, она странна – достаточно увидеть врага, который разрушил нашу семью, поломал жизнь, послужил причиной смерти близкого человека – и покой испарился. Достаточно на прогулке столкнуться с агрессивным псом и его неадекватным хозяином. Достаточно встретиться с пьяным хулиганом, самодуром-начальником, грубияном, и утверждение, что беспокойство приходит изнутри, сразу покажется абсурдом.

Страница 32