Размер шрифта
-
+

Путь к спокойствию. Учение Будды - стр. 31

То же самое распространяется и на категорию душевного покоя. Когда грубые беспокоящие эмоции утихомирены, остаются их «родители» – желания, тонкие навязчивые мысли, неосознанные стремления, которые волнуют нас, всплывают в уме и создают фоновое ощущение неудовлетворённости. Эта тонкая неудовлетворённость время от времени вырастает в грубое беспокойство, и мы снова и снова вынуждены восстанавливать спокойствие.

Недовольство, возникающее во мне,
Когда нечто происходит вопреки моей воле
Или препятствует исполнению моих желаний,
Служит топливом гневу, что, разгораясь, меня разрушает[28].
Шантидева

Убрать тонкую неудовлетворённость сложно – для начала её нужно заметить, осознать. А для этого придётся обратить внимание на все подспудные мысли и желания, которые неконтролируемо вращаются в уме. Это сложная задача, но хорошая новость состоит в том, что тонкой неудовлетворённости, как самостоятельного явления, не существует! Она состоит из наших неосознанных и скрытых желаний и страхов, цепляний и отвращений; и когда они уходят, хотя бы на время, состояние умиротворённости возникает само собой.


«У тибетцев есть поговорка: “У двери несчастного богача спит довольный жизнью нищий”. Смысл этой поговорки не в том, что бедность – добродетель, а в том, что не богатство приносит счастье. Счастливыми нас делает умение ограничивать свои желания и радоваться жизни, не выходя за установленные нами самими пределы»[29].

Его Святейшество Далай-лама XIV


Покой – это не «расслабленность» и «удовлетворённость», но всего лишь отсутствие внутренних «провокаторов» – разрушителей естественного состояния умиротворённости.

Мудрая умиротворённость – временно скрытое, естественное состояние человека.


Провокаторы

Негативные эмоции – это такие эмоции, которые сразу же порождают чувство несчастности или беспокойства, а в конечном итоге ведут и к определённым действиям. Эти действия причиняют вред другим, что вызывает боль и страдания у человека, совершившего это действие[30].

Его Святейшество Далай-лама XIV

В предыдущей главе мы говорили, что беспокойство является всего лишь побочным эффектом негативных эмоций и навязчивых желаний. Состояние душевного покоя мы воспринимаем как «приятное», поскольку отпускают мучающие страхи и неутолённые желания; и «правильное», поскольку в отсутствие блокирующих факторов ощущаем себя полноценней и разумнее.

Рассмотрим эти факторы поближе. Почему их называют «негативными» и «вредоносными»? Всегда ли они опасны?

Большинство из так называемых «негативных» ментальных факторов оказываются таковыми только в момент излишней выраженности. Опасение – адаптивно, навязчивый страх – наоборот; бережливость – адаптивна, жадность – нет, стремление к совершенству – адаптивно, зависть и соперничество – нет, самосохранение адаптивно, гнев – нет…

Страница 31