Путь к спокойствию. Учение Будды - стр. 26
В буддийской теории личности негативные качества определяются исключительно функционально – это такие черты, которые в будущем принесут их обладателю страдания. Негативные (вредоносные для обладателя) эмоции и желания в традиционном буддизме часто сравниваются с обжигающим огнём, пожирающим счастье. Поэтому «затухание» относится непосредственно к такому «огню» – это покой в том смысле, что больше нет опасного неконтролируемого неистовства вредоносных эмоций. Полное «затухание», «успокоение» негативных качеств – это и есть тот самый «великий покой». В таком контексте ассоциация «внутренний покой равен отсутствию изменений» становится некорректной, следовательно, противопоставление покоя и движения для внутреннего мира теряет смысл, и адаптивным будет следующее противопоставление: наличие страданий (и причин) и отсутствие таковых.
Душевный покой не является противоположностью внутреннего развития и психической подвижности. Скорее, наоборот – обретение покоя требует глобальной внутренней работы, приводящей к развитию новых качеств. Обретение хотя бы минимального внутреннего покоя выступает промежуточной целью и условием для дальнейшего духовного прогресса. В этом смысле душевный покой – даже более активное состояние, чем беспокойство, поскольку требует активного развития и чрезвычайно внимательного отношения к новым взращённым чувствам – терпимости, внимательности, сочувствию…
Внутренний «покой» является противоположностью только той части «движения», которая связана с негативными состояниями.
Чтобы окончательно расставить акценты, нужно четко разграничить понятия внешнего и внутреннего покоя. В нашем жизненном опыте внешняя активность почти всегда связана с внутренним беспокойством. Возможно, поэтому произошло смещение смыслов и «покой» стал синонимом бездеятельности. Когда мы спешим, опаздывая на работу, или участвуем в соревновании, спорим, веселимся… то редко пребываем в покое. Однако это не значит, что неподвижность и покой – синонимы: это никак не связанные состояния. Доказательством служат примеры поведения выдающихся людей, когда внешне человек максимально активен, но при этом сохраняет внутреннее спокойствие. Таким же доказательством является и обратное: если человек сидит без движения, это не значит, что он внутренне тоже спокоен – в его душе могут бушевать эмоциональные смерчи.
Иллюстрацией того, насколько спокоен, разумен и адекватен может быть человек в самых пугающих обстоятельствах, служит поведение Сократа во время ожидания смертной казни. Справедливо считая себя невиновным, он не захотел спасти свою жизнь ценой признания вины. Он считал, что если согласится с несправедливым приговором, то это будет вредно для того самого общества, которое его же и осудило. Позже он отказался от подготовленного побега – для него, как философа, лицемерие и ложь были страшнее смерти.