Путь к спокойствию. Учение Будды - стр. 22
В отличие от этого, буддизм утверждает, что изначальная напряжённость, некоторая невротичность, беспокойство встроены в общепринятый способ жизни и что в нашем теперешнем состоянии гармония невозможна. Речь не идёт о том, что один из психических факторов работает дезадаптивно, приносит страдания и его нужно подкорректировать. Дхарма[21] исходит из того, что страдания – это неотъемлемая характеристика бытия. То есть наш внутренний мир изначально негармоничен и содержит бесчисленные зёрна будущей неудовлетворённости. Следовательно, чтобы обрести покой, необходима радикальная перестройка всего мировоззрения, а не исправление отдельного сбоя.
Уместна аналогия с ремонтом: психология предлагает подлатать сорванную часть крыши, подкрасить выступившие пятна на стенах, подпереть покосившиеся стены… Дхарма же говорит, что крышу всё равно сорвёт и сырые стены опять покроются пятнами. И вообще, все наши проблемы случились из-за хилого фундамента. Избавиться от них можно, только если снести старый дом и на его месте построить новый, на крепком фундаменте. Всё нужно перестроить: систему ценностей, отношение к себе и окружающему миру, эмоциональные привычки, подпитываемые чувства, фильтры восприятия – вплоть до представления о собственном «я». Мы должны изменить всё это – такое родное, но покосившееся и пошедшее пятнами пространство собственной души. Если психология призывает нас подкорректировать те или иные дисгармонирующие факторы, то Дхарма утверждает, что обретение гармонии невозможно без глобальной перестройки. Можно сказать, что в психологическом смысле это полная смена личности.
Ещё одно радикальное отличие: причины внутренних сбоев не являются внешними и не случайны – всё происходящее зависит от нами же созданных причин (учение о карме).
Следующее отличие касается конечной цели. Психология довольствуется промежуточными успехами и не видит того, что после достижения временного счастья мы продолжаем генерировать причины будущих страданий. Окончательной же целью Дхармы является достижение совершенного, а не частичного счастья.
В буддизме нет чёткого разделения на психологию и философию – это целостное учение, в котором разделы, относящиеся к психологии, являются частью общефилософской системы. За время своего существования буддизм разработал массу способов изменения сознания, но при этом он рассматривает недолговечное облегчение от страданий, которое мы воспринимаем как семейное, бытовое, карьерное счастье, как необходимый промежуточный этап. Избавление от очередной беды – всего лишь краткое облегчение, а борьба с конкретными проблемами – всего лишь начало длинного пути. Дхарма утверждает, что независимо от временных успехов, если мы остановимся в духовном развитии, сансара и страдания неизбежно разрушат наше временное благополучие.