Путь к спокойствию. Учение Будды - стр. 21
Новизна подачи не может быть истинным критерием успешности психолога – если так, то он попросту превратился в шоумена. Настоящим успехом можно считать то, насколько он результативно помогает окружающим, и в этом контексте теории уходят на второй план. Гораздо более важным представляется личность самого психолога – его уровень развития, неравнодушие…
Психология предлагает варианты помощи для самых разных случаев. Проблема в том, что, изучив теории соперничающих психологических школ, трудно сложить представление о единой структуре психики и сложно увидеть место своей личной проблемы в этой структуре. Например, когнитивная психология и системная семейная терапия предложит разные методы и даже по-разному назовёт вашу проблему. При этом весьма вероятно, что обе системы способны вам помочь.
Но всё же давайте подведём итог – что буддизм предлагает такого, ради чего ему стоило бы отдать предпочтение?
Даже при поверхностном восприятии буддизма можно найти подтверждение того, что ему есть что предложить. Расхожее мнение о буддистах сводится к тому, что это лысые вегетарианцы, замотанные в шафрановые простыни, улыбчивые и спокойные. В общественном сознании пребывает устойчивый стереотип о том, что буддийские монахи безвредны, расслаблены и доброжелательны. Это действительно так – людям, побывавшим на массовых буддийских учениях, очевидна разница между беззаботной толпой слушателей-монахов и озабоченно-настороженных мирян.
Психология – наука относительно молодая и поэтому ещё не устоявшаяся, не пришедшая к единой схеме описания психики. В отличие от неё, буддизм предлагает стройную схему с чётким описанием того или иного психического фактора – его место, важность, подчинённость другим ментальным факторам, способы воздействия в случае болезненных состояний. При том, что психология продолжает исследовать ментальные факторы, она имеет целый ряд противоречивых трактовок, от которых ей ещё предстоит освободиться. Каждое течение делает свой акцент на якобы доминирующем факторе: бессознательное, мышление, восприятие… и пытается все остальные рассматривать как вторичные. Буддизм же давно прошёл этот этап конкурирующих взглядов и предлагает готовую схему. Главное её отличие – она не умозрительна, это не гипотетическая теория, а система взглядов, проверенная в течение тысячелетий.
Кроме кризиса развития, пока ещё существующего в психологии, между ней и буддизмом есть более существенное отличие, касающееся как исходных посылок, так и целей.
Психология, основанная на западной философии, видит свою задачу в том, чтобы привести человека к гармонии. Психика представляет собой саморегулирующуюся эмоционально-познавательную систему. Несмотря на то что эта система – саморегулирующаяся, она может давать сбой в силу разных причин. Психические проблемы признаются психологией как нарушающий адекватное взаимодействие с окружающим миром отход от внутреннего баланса. Причины представляются случайными (наследственность, тяжёлое детство, личная трагедия, ошибки воспитания…). Задача психологии – отрегулировать механизмы, которые перестали быть адаптивными. То есть во время сбоя адекватные эмоции становятся излишне проявленными или, наоборот, пропадают вовсе. Если состояния опаски и осторожности адаптивны, то преувеличенный страх, паранойя или хроническая тревожность оказываются патологическими. Психология призвана обозначить проблему и подкорректировать её. И по мере решения проблем мы снова возвращаемся к состоянию гармонии и внутренней уравновешенности с нормально проявленными эмоциями. Таким образом, психология рассматривает душевный покой как свидетельство гармонии с окружающим миром. В целом современный подход можно описать следующим образом: определить проблему, ослабить с помощью признания и насытить подсознание соответствующими образами покоя.