Путь. Духовная практика суфизма - стр. 21
Как сказал Байазид: «Аскетическая жизнь Байазида продолжалась лишь три дня. В первый день он отказался от этого мира. На второй день он отказался от мира загробного, и в последний день он отказался от всего, что отделяло его от Бога».
Таким образом, аскетизм суфия состоит в отказе и избавлении от всего, что не есть Бог.
9. Внутреннее странствие и внешнее поведение
Путь суфия состоит как из внутреннего странствия, так и внешнего поведения.
Внешнее поведение – это необходимая часть Пути, поскольку одно внутреннее странствие не может привести к совершенству. В своем движении к совершенству суфий должен, помимо завершения внутреннего странствия, овладеть и надлежащим внешним поведением, чтобы постоянно пребывать в гармонии со всеми людьми.
Суфии всеми возможными способами движутся к совершенству. Внутренне они осуществляют это, отдаваясь Божественному притяжению. Внешне – посредством пребывания в гармонии со всеми. Это подобающее «внешнее поведение» настолько необходимо на Пути, что некоторые суфии даже считали его более важным, чем внутреннее странствие. Например, когда Руми был вызван, чтобы продемонстрировать своему шейху Шамсу Табризи степень своего совершенства, он не стал говорить о своем внутреннем знании и духовном постижении. Вместо этого он провозгласил:
фффТаким образом, суфий внутренне сгорает в огне любви, тогда как внешне он живет в гармонии со всеми.
10. Уединение суфия
Хотя суфии внешне живут среди людей, внутренне они постоянно пребывают с Богом. Их тела и умы существуют рядом с другими, тогда как их сердца пребывают далеко от толпы. Внешне они полны сочувствия к каждому; внутренне, однако, они всем чужие. Они в мире со всеми людьми, но внутренний покой могут обрести только в Божественной Любви. Хотя и живут среди людей, они поистине одиноки:
Таким образом, суфий внешне находится среди людей, а внутренне – наедине с Богом.
11. Умерщвление плоти и отшельничество суфия
Умерщвление плоти и отшельничество обычно не практикуются на суфийском Пути. Однако в результате насыщения любовью и поглощенности Богом, находясь в состоянии «Божественного Восторга», суфии могут забыть о физической пище, как и о людях вокруг них. Восторг любви может довести их даже до такого состояния, что они перестают ощущать себя влюбленными. Суфии в таком состоянии не имеют собственной воли, поэтому они могут отказаться от еды и стать отрешенными от других людей.