Путь четырех. Часть I ; Часть II - стр. 11
Кроме того, Эмпедокл считал, что напряжение, заставляющее стихии разделять материю, есть диалектическое взаимодействие любви и борьбы, которые сегодня мы определяем как влечение и отторжение[9].
Постепенно идея четырех первоначал, объединяющих Вселенную, получила дальнейшее развитие. Платон в своей книге «Содружество» наделял стихии «способностями души». Гиппократу принадлежит теория четырех телесных жидкостей. Гален (в книге «О стихиях согласно представлениям Гиппократа», в которой он цитирует труд Гиппократа «О природе человека») первым из известных нам авторов включил телесные жидкости, описанные Гиппократом, во всеобъемлющую теорию типов личности.
Стихийные соответствия в греческой философии
Аристотель немало интересовался природой и происхождением стихий. В его «Метафизике» стихии возникают из четырех эссенций (сущностей): тепла, холода, сухости и влажности. (Влажность – это жидкость, принимающая форму сосуда, который заполняет; а потому Воздух и Вода являются влажными. Сухость сохраняет свою собственную форму.) Аристотель говорил о постоянном взаимодействии сущностей, которое, как показано в предыдущей таблице, и породило стихии.
Он задавался вопросом: если можно комбинировать разные сущности – влажную и жаркую, сухую и холодную, – возможны ли все, то есть любые комбинации? На что похожа влажная сухость? На что похожа холодная теплота? Таинственную «пятую сущность» (квинтэссенцию) Аристотель назвал эфиром и предполагал, что именно из него состоит рай.
Концепция Аристотеля легла в основу теории Духа как пятой стихии у современных оккультистов. (Греки принесли понятие эфира в Индию примерно в 400–500 годах н. э. На санскрите слово эфир звучало как акаша — и индуисты считали его пятой стихией. Когда западные оккультисты познакомились с учением индуизма, они перевели слово «акаша» как «дух»; так Дух стал пятой стихией, или пятым элементом.)
Многие виккане и по сей день оперируют представлением о пяти стихиях – Воздухе, Огне, Воде, Земле и Духе (акаша) (слово «эфир» вышло из употребления). Пентаграмма – основной символ язычников и ведьм – представляет собой именно единство пяти стихий (рис. 1). Каждый из концов пентаграммы символизирует одну из стихий; Дух пребывает на вершине.
Общеизвестно, что виккане помещают Дух на острие своей пентаграммы, тогда как сатанисты – в основание перевернутой пентаграммы. Главное разногласие здесь в том, что ставить выше – Дух или материю. По моему мнению, религия, ориентированная на Мать-Землю, не должна разделять материю и Дух или предпочитать одно другому. Если сама Земля – это Богиня, разве материя не священна?