Размер шрифта
-
+

Психотерапия по-русски - стр. 29

Бог воспринимается не органами чувств. В том-то и дело, что христианство, например, утверждает, что рассудок – это низшая познавательная способность человеческого ума, не включающая интуицию, духовность и веру. У нас есть ещё кое-что в качестве способов познания, у нас есть интуиция. Кто-нибудь будет отрицать наличие этого феномена? Нет, мы все знаем, что существует интуитивное прозрение. Человек может знать то, что для него ещё не стало объективной реальностью. Он чем-то это воспринял. Есть область духовности, где человеку может открываться невидимый мир. Реальные объекты или даже живые существа, которые населяют невидимый мир, ангельский мир. Это мир духовный, и мы можем его познавать духовно. И высшей познавательной способностью человеческого ума является вера. Как говорил апостол Павел: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом».

«Я не видел, но я знаю» – это познавательная способность. Для меня это осуществилось, потому что я этого искал, я этого ждал. Я всю жизнь только к этому стремился, и когда-то я это обрёл в качестве непосредственного знания, без анализа, без синтеза, без обобщения, без экспериментов, без посредников, от Самого Того, Кто наделил меня способностью что-либо познавать. Из общения с Ним Самим, когда я преодолел в себе свою гордость, самонадеянность, самоуверенность и впервые в жизни обратился к Нему, не видя Его глазами. Как это было с очень многими людьми: «Господи, если Ты есть, дай мне знак, откройся мне!» Как говорил в своё время молодой игумен Никон (Воробьёв): «Ты знаешь, Господи, что для меня это вопрос жизни и смерти, мне ничего не нужно, мне нужно только знать: есть Ты или нет!» Это говорил человек, имеющий уже не одно высшее образование, который изучал философию, психологию, естественные науки. Он искал истину, которая высветит потом всю его жизнь, и он будет счастлив. Ничто ему этого не дало, никакая наука, никакая психология, никакая философия. И вот когда он так, из своего искреннего стремления обрести истину, обратился к Богу, которого он ещё не знал, потому что не видел, и попросил Его открыться, Бог ему открылся. И этот человек, будучи неверующим, обрёл такую веру, что стал православным монахом в то время, когда это было смертельно опасно, на заре Советской власти.

Оказывается, вера в Бога, в Христа – это очень деятельное состояние человека. Это то, что меняет направление моей жизни и, может быть, впервые придаёт моей жизни здравое направление. Я начинаю жить только с того момента, когда я нашёл для себя ответы на главные вопросы: «Кто я?» и «Зачем я?» Ответы на эти вопросы меня удовлетворили, вдохновили, и мне захотелось жить. До получения этих ответов я думал, что живу зря, что жизнь бессмысленна. Мне казалось, что я переливаю из пустого в порожнее. День-ночь, день-ночь, сон, бодрствование, завтрак, обед, ужин… Все мои изменения, изменение моего тела по мере движения во времени, которое неминуемо приведёт меня к деревянному ящику, в котором меня вперёд ногами отнесут на кладбище.

Страница 29