Психология - стр. 50
Декарт говорит о постоянном взаимодействии души и тела, решает психофизическую проблему в духе психофизического взаимодействия.
В XVIII в. делаются попытки дать точное определение инстинкта животных и разобраться в том значении, которое органы чувств играют в явлениях психологии.
Э. Кондильяк пытается не только дать определение инстинкта, но и выяснить его внутреннюю психическую природу. Признавая за инстинктом начало познания, он намечает связь инстинктивных способностей со способностями разумными и их генезис.
Инстинкт – это, по мнению Кондильяка, элементарный ум, который превращается в разум, в привычку, лишенную размышления. Эта идея далека от истины, но значение ее для развития психологии огромно. Не менее интересны попытки Кондильяка провести параллель между инстинктами и привычками.
Ламарк признавал зависимость психики от нервной системы и классифицировал степень сложности психических актов: раздражимость; чувствительность; сознательность. Первой из этих способностей, по его мнению, обладают простейшие животные; второй – более совершенно организованные животные; третьей – только позвоночные животные. По мнению ученого, человек отличается от других животных, обладающих способностью к сознательной деятельности (мыслящих), лишь степенью сознательности, разумности.
Ф. Бэкон и Джон Локк (1632–1704) обратили внимание на опыт. Важное место занимает труд Локка о человеческом разумении, в котором доказываются следующие положения:
• отсутствие прирожденных идей;
• источник развития души – опыт и рефлексия;
• исключительное значение языка в развитии человека.
Джон Локк – родоначальник эмпирической психологии. Он считал, что в основе нашего сознания находятся идеи. Они есть результат нашего опыта, т. е. существуют в сознании не с рождения, а приобретены при жизни. С его точки зрения, каждый ребенок рождается tabula rasa.
Локк считает, что наши идеи имеют естественное соотношение и связь между собой. Назначение и преимущество нашего разума заключается в том, чтобы прослеживать и поддерживать их вместе в том сочетании и соотношении, которое основано в естественном для них бытии. Неестественная связь идей (часто это происходит случайно) называется Локком ассоциацией. Ассоциации играют огромную роль в жизни человека (например, итогом такой неестественной связи является антипатия).
После работ Локка намечаются три школы эмпирической психологии: в Англии, во Франции и в Германии.
В английской эмпирической психологии появляется мощное течение ассоцианизма, которое ставит ассоциацию во главу угла и считает ее не просто основным, а единственным механизмом работы сознания. В XVIII в. происходит становление эмпирической психологии во Франции. Этот процесс проходил под определяющим воздействием теории Локка об опытном происхождении знания.