Размер шрифта
-
+

Психология - стр. 49

Взгляд Гоббса на душу и ее деятельность был началом материалистического учения новейшего времени. Он объяснял душевную деятельность как продолжение движений, начатых внешними впечатлениями в чувственных органах. Гоббс может быть признан одним из основоположников ассоциативной психологии.

По существу, его психология механистична. Он полагал, что чувственные восприятия являются единственным источником психической жизни, что ощущения вступают в ассоциативную связь с хронологической последовательностью восприятий. Он верил, что все психологические феномены регулируются инстинктом сохранения жизни и необходимостью организма искать удовольствия и избегать боли.

Значительный вклад в психологию внес Рене Декарт (1596– 1650). Декарт впервые дал критерий отличия психических процессов от ”жизненных”, или физиологических, как бы мы сейчас сказали. Он состоит в том, что все психические процессы мы осознаем, тогда как физиологические – нет. Декарт сузил психическую реальность до сознания, не признавая наличия бессознательных физических процессов, которые, являясь не физиологическими, а психическими, тем не менее не осознаются. Он открыл путь изучения осознаваемых психических процессов – путь непосредственного самонаблюдения своих переживаний. Основные приемы этого пути будут сформулированы в последующем развитии психологии. Декарт первым ставит психофизическую проблему, т. е. проблему отношения души и тела. Древние тоже говорили о связи души и тела, о различиях между ними, но никто не доходил до такого полного противопоставления этих двух реальностей, как Декарт.

Животные, по Декарту, лишены души вообще, ибо у них нет сознания. Он впервые объясняет физиологические процессы чисто телесными причинами. Декарт считал тело машиной, работа которой подчиняется вполне материальным законам и не нуждается в привлечении души. Он говорил, что все движения мышц, как и все ощущения, зависят от нервов, представляющих собой как бы маленькие ниточки или узенькие трубочки, идущие от мозга и содержащие некий воздух или очень нежный ветер, называемый животными духами. Но душа действует на тело посредством “животных духов”; она “раскачивает железу” и заставляет животные духи идти по соответствующим путям.

Сущность души заключается в мышлении, отмечает Декарт. Мышление включает также составные части, как ощущения, представления, волю. Душа выступает как мыслящая деятельность. Поэтому Декарт видит сущность души в сознании.

Декарт первый ясно установил чисто психологический критерий для душевной жизни. В противоположность старому аристотелевскому пониманию, приписывающему название “душа” также и принципу растительной жизни, наделив все это сознанием. Декарт признает сознание только у людей, в животных он видел простые машины. Психология Декарта была дуалистической, ибо исходила из двух начал в человеке: духа и материи.

Страница 49