Психология семьи. Учебник для вузов - стр. 32
В других цивилизациях этого и более позднего времени браки между близкими родственниками также запрещались. В случае смерти мужа вдова выходила замуж за его брата или другого родственника по мужской линии. У хеттов брак между братом и сестрой не был запрещен. Например, царь Арнуванда I был женат на своей сестре (Генри, 1987).
Древняя Греция и Иудея были исторически близкими государствами, но отношение к семье в них значительно отличалось, что связывается с существенным изменением восприятия личности (правда, пока только гражданина и мужчины, но не женщины). В самой Греции устройство семьи не было единообразным и отражало особенности законодательной и социальной системы соответствующего полиса (города-государства).
Спарта известна как город воинственных дорийцев, в котором из мужчины воспитывали воина. Такому воспитанию подчинялась и жизнь семьи. Даже женившись, спартанец продолжал до 30 лет жить в солдатской казарме. Встретиться с женой он мог поздно ночью, хотя утром его ждал ранний подъем в казармах. Вплоть до 60 лет мужчина продолжал обедать в казарме, а не дома. Обоснованием такого устройства общественных и семейных отношений было представление о том, что частые встречи с женой ухудшают боевой дух спартанца (Марру, 1998).
Поскольку мужья слишком много времени проводили вне семьи, женщины Спарты пользовались достаточно большой свободой. Они могли зачать детей не от мужа, и муж мог иметь детей вне семьи. Это приводило к рождению достаточного числа детей для воспроизводства жителей города. Более того, богатым спартанкам разрешалось иметь нескольких мужей, при этом в обязанность входило следить за хозяйством всех. Так как заключение брака сопровождалось объединением имущества, женщина могла приобрести достаточно большие земли и материальные блага, что опять-таки увеличивало вероятность выживания ее детей за счет лучшего питания и воспитания (Джеймс, 1985).
Афины не были столь воинственны. Афинские женщины, как и женщины других цивилизаций того времени, зависели от мужей или отцов во всех отношениях. Если в Спарте хозяйственная функция возлагалась на женщину, то в Афинах эта ноша полностью лежала на плечах мужчин, что способствовало сохранению имущества в кругу одной семьи. Если спартанская женщина была достаточно свободна в сексуальных действиях, то по афинским законам муж мог убить жену, обнаружив измену. Женщины поддерживали порядок в доме и ухаживали за детьми. Они практически не выходили из дома и бо́льшую часть времени проводили в женских покоях – гинекее