Размер шрифта
-
+

Психология семьи. Учебник для вузов - стр. 34

Армянская церковь первой признала необходимость церковного обряда для легитимизации брака. Это подтверждает канон 7 Шахапиванского собора 444 года. Однако Европе потребовалось больше времени. Так, в Византийской империи вплоть до предписания Алексея I Комнина в 1092 году заключение брака регулировалось нормами римского права. По этому праву письменный договор при заключении брака требовался только для высших сословий. Большинство браков в богатых семьях Древнего Рима заключалось с некоторой целью, требовавшей документального подтверждения: для продолжения рода, для объединения имущества, для укрепления политических союзов. Специальные юридические церемонии для фиксации брака отсутствовали. Достаточно было обоюдного согласия, после чего жену отводили в дом мужа.

Святой Августин в IV веке н. э. ввел понятие греха, под которым понималось переживание сексуального удовольствия во время полового акта. Сексуальное взаимодействие мужчины и женщины признавалось необходимым только для деторождения, поэтому появились новые понятия «супружеские обязанности» или «отправление супружеского долга». Они обозначали нейтральное поведение (то есть отсутствие эмоций, но осознание необходимости подобного поведения) мужчины и женщины по поводу деторождения. Даже супружеские пары церковь призывала отказываться от интимной жизни ради целомудрия. Женщина, как и в иудаизме, из которого возникло христианство, рассматривалась как более низкое существо, легко поддающееся влиянию дьявола. Именно поэтому мужчина должен был контролировать ее действия. Подобные представления сохранялись на протяжении всего периода Средневековья (с конца V века н. э. после падения Западной Римской империи в 476 году).

Идеи Августина, насаждавшиеся церковью, не имели поддержки у обычных верующих. Германские племена, расселившиеся в Европе, отказывались подчиняться строгим церковным правилам. Например, церковь не поощряла браки между родственниками. Однако с их помощью можно было сохранить имущество в рамках одной семьи. Франкский король Хлотарь I женился на вдове своего брата, а потом на ее сестре. Другой франкский король Меровей женился на вдове своего дяди. Подобным образом поступали многие правители. Однако в 596 году Хильдеберт II издал закон, предусматривавший смертную казнь для человека, женившегося на вдове своего отца, сестре своей жены, или для вдовы, вышедшей замуж за брата покойного мужа. Хлотарь II (584–629), дед которого женился на сестре своей еще здравствующей жены, назначил наказание в виде смертной казни для знатного человека, женившегося на собственной мачехе. В 506 году собор, проведенный в Агде, запретил браки между двоюродными братьями и сестрами и даже их детьми, то есть троюродными братьями и сестрами.

Страница 34