Психология семьи. Учебник для вузов - стр. 30
§ 185. Если человек усыновит малолетнего, (находившегося) в пренебрежении, и вырастит его, (то) этот воспитанник не может быть потребован (обратно по суду).
§ 186. Если человек усыновит малолетнего и, (лишь) когда его усыновили, он узнает своего отца и свою мать, (то) этот воспитанник может вернуться в дом своего отца.
§ 188. Если какой-либо ремесленник возьмет малолетнего в воспитанники и научит его своему ремеслу, (то) он не может быть потребован (обратно по суду).
§ 194. Если человек отдаст своего ребенка кормилице и этот ребенок умрет в руках кормилицы, а кормилица без (ведома) его отца и его матери подменит (его) другим ребенком, (то) ее должно изобличить и за то, что она без (ведома) его отца и его матери подменила его другим ребенком, должно отрезать ей груди.
§ 195. Если сын ударит своего отца, (то) ему должно отрезать пальцы.
§ 209. Если человек ударит дочь человека и причинит выкидыш ее плода, (то) он должен уплатить за ее плод 10 сиклей серебра.
§ 210. Если эта женщина умрет, (то) должно убить его дочь (Сборник, 1996).
Данный пример свидетельствует, что в те времена законом защищались права ребенка, а также существовало приемное родительство. Известны правила, охранявшие нуклеарную семью от произвола главы большой семьи. Безусловно, существование законов не означало их точного исполнения. Однако это указывает на наличие у общества потребности защищать детей.
В Древнем Египте, как и в других государствах того периода, основания для заключения брака могли быть различными. Особенностью египетского общества было то, что перед браком разрешался «год кормления» – пробный брак. Молодые могли попробовать жить вместе, но если их отношения не складывались, то брак не продлевался или расторгался согласно договору (Эрман, 2008).
Плутарх рассказывал о женщинах Египта, что они ходят на рынки и торгуют, а мужчины сидят дома за ткацким станком; женщины носят грузы на плече, а мужчины – на голове; сыновья не обязаны обеспечивать своих родителей, а дочери – должны (Плутарх, 1994).
Источники свидетельствуют, что мужчины посвящали возлюбленным стихи, также найдены папирусы, в которых вдовцы оплакивали умерших супруг. Все это говорит о том, что на фоне хозяйственных дел египетским семьям были известны любовь, верность, теплота человеческих отношений.
У египтян была принята моногамия, хотя в некоторых случаях фараоны имели нескольких жен, что определялось политическими целями (в этом отношении можно упомянуть Рамзеса II).
Еще одной особенностью египетского общества была возможность сочетаться браком с ближайшим родственником, чтобы сохранить имущество или престол. Так, царица Клеопатра сначала была женой своего старшего брата, потом – младшего.