Размер шрифта
-
+

Психология коммуникаций - стр. 103

Помимо правил общения, вербальной и невербальной коммуникации деловой этикет включает в себя правила в отношении одежды и внешнего вида. Деловой костюм не должен быть сверхмодным. Но он должен быть всегда к месту и ко времени. В дневное время костюм должен быть светлым, а в вечернее – темным. В деловых отношениях нет мелочей [Столяренко, 2013].

Одежда и умение преподнести себя говорят о том, насколько человек ценит себя и уважает других, чувстве его собственного достоинства.

Когда-то в Раннем Средневековье одежда выполняла только свою основную функцию – защищала от холода и зноя. Постепенно одежда стала символом принадлежности к определенной социальной группе, и каждый должен был носить костюм, соответствующий его положению и статусу. Моды как таковой еще не существовало, и фасоны одежды менялись раз в столетие. В более позднее время во Франции и Англии XII–XIV вв. короли издавали специальные указы, согласно которым четко разграничивались одеяния вельмож и горожан. Например, горожанам запрещалось носить дорогие украшения и меха, даже если они могли позволить себе их купить.

Впервые понятие «офисный дресс-код» появилось 100 лет назад в Лондоне и с тех пор распространилось по всему цивилизованному миру. В нашей стране понятие «дресс-код» появилось сравнительно недавно, и сейчас в России в основном преобладает более смягченный вариант того самого классического дресс-кода.

Для нашей страны более характерно понятие «униформа». Каково соотношение понятий «дресс-код» и «униформа»?

Дженнифер Крейк, австралийская исследовательница, долгое время занималась рассмотрением роли одежды в процессах моделирования современной идентичности. В книге «Разоблачение униформы: от конформизма к трансгрессии» она переосмысливает понятие «униформа», рассматривая ее как символический инструмент объединения людей в группы.

Автор также говорит о том, что парадоксальным образом одежды вне униформы попросту не существует. И попытка отказа от кодов, принятых в определенных кругах, приводит лишь к созданию новых видов формы.

Первоисточник идеи униформы Дженнифер Крейк видит в контроле над телами и душами. А исследователь Н. Элиас вообще показал процесс цивилизации как постепенную, нелинейную смену внешнего принуждения внутренним.

Вернемся к вопросу униформы как таковой. Многочисленные социологические опросы показали, что люди в общем охотно носят форму, чувствуют себя в ней комфортно и защищенно. Многие даже полагают, что форма повышает чувство профессионального единства и работоспособность коллектива. Человек в униформе вызывает у окружающих доверие к его компетентности и готовность подчиняться [Свендсен, 2007].

Страница 103