Психология человека от рождения до смерти - стр. 39
>Представление о сохранении – в концепции Ж. Пиаже выступает в качестве критерия возникновения логических операций. Оно характеризует понимание принципа сохранения количества вещества при изменении формы предмета. Представление о сохранении развивается у ребенка при условии ослабления эгоцентризма мышления, что позволяет ему открыть для себя точки зрения других людей и находить в них то общее, что есть в них. Вследствие этого детские представления, бывшие для него ранее абсолютными (например, большие вещи он всегда считает тяжелыми, а маленькие – легкими), теперь становятся относительными (камешек представляется легким ребенку, но оказывается тяжелым для воды).
>Трансдукция – логический переход от частного к частному, минуя общее.
>Необратимость мышления – уверенность ребенка в том, что развитие событий и образование связей идет лишь в одном направлении.
>Обратимость мышления – выражает способность ребенка к теоретическим рассуждениям, поиску причинно-следственных связей, формулированию умозаключений.
>Стремление к самоактуализации (А. Маслоу) – врожденное стремление человека к максимально полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.
>Стремление к актуализации (К. Роджерс) – врожденная тенденция личности «развивать все свои способности, чтобы сохранять и развивать личность» (К. Роджерс), то есть сохранить, развить и усилить себя, максимально выявить лучшие качества своей личности. Эта актуализирующая тенденция избирательна, она направлена на те аспекты среды, которые обещают конструктивное движение личности к завершенности и целостности.
>Иерахия потребностей – в концепции А. Маслоу расположение потребностей от низших к высшим. При этом доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть более или менее удовлетворены до того, как человек сможет осознать и быть мотивированным вышележащими потребностями.
Глава 9
Механизм психического развития ребенка
При описании механизма психического развития мы отталкивались от идей Л. С. Выготского. Чем это вызвано?
Очевидно, что онтогенез человека разворачивается в культурном (шире – социальном) пространстве и в некотором историческом промежутке времени. При этом существуют воздействия как со стороны такого пространства на индивида, так и обратные, причем не только с целью приспособления (адаптации), но и для преобразования, изменения индивидом окружающего пространства. Об этом свидетельствуют факты творческой деятельности. Сам процесс такого взаимодействия, то есть определенные отношения между индивидом и средой, – это конкретные условия, в которых осуществляется «развертка»