Размер шрифта
-
+

Психология человеческой жизни - стр. 21

Среди вопросов интервью в разной конкретной формулировке присутствовали такие:

Расскажите, что хотите, о себе.

На сколько лет вы себя чувствуете?

Расскажите о своей мечте, реализованной в жизни.

Есть ли у вас мечта, которую еще не успели реализовать? Расскажите о ней.

Чувствуете ли вы, что ваша жизнь зависит от вас?

Какие самые большие огорчения и самые большие радости были в вашей жизни?

Были ли и почему глубокие разочарования в людях, в жизни, в себе?

Какие эпизоды вашей жизни вы часто вспоминаете?

Какими жизненными правилами вы руководствуетесь?

Что было самым страшным в вашей жизни?

Как отразилась на вашей жизни история вашей страны?

О чем вы чаще всего думаете?

Чего больше всего боитесь?

Как переживали взросление детей?

Кого считаете своими учителями?

Кого считаете своим учеником?

Что значит природа в вашей жизни?

Какие качества людей сближают вас с ними?

Какие качества людей отталкивают вас от них?

Если бы можно было что-то изменить в жизни, что бы вы сделали?

Где вы бывали, что из увиденного больше всего поразило?

Где и почему хотелось бы побывать?

Что значит любовь в вашей жизни?

Чему вы не научили ваших детей?

Как переживали выход на пенсию, чему научились на пенсии?

Чему хотелось бы научиться, но еще не научились?

Когда я задавала эти вопросы, я не выступала в роли профессионального психотерапевта, моя роль – исследователь, который по условиям включенного наблюдения может обнажать собственную психическую реальность, собственную жизнь в той мере, в какой это естественно предполагают условия общения. Мои вопросы возникали в той последовательности, которую, по моему мнению, требовала ситуация общения с другим человеком. Они отвечали спонтанной логике той или иной темы, поэтому не было их жесткой последовательности, хотя все они присутствовали в общении с каждым человеком.

Вопрос о том, как это делаю лично я, т. е. насколько я естественна в роли чужого человека – исследователя, обсуждать сложно, так как это вопрос к самой себе о своей собственной идентичности. (При желании его любой из читателей может задать сам себе.) Хотя думаю, что идентичность в общении проявляется как бесстрашие в проявлении своих чувств и мыслей, которые рождаются от воздействия другого человека. Бесстрашие как отсутствие страха быть кем-то, кроме самого себя.

Почему я так делаю? Потому что научное психологическое и философское знание позволяет выстроить теорию – идеальный целостный предмет, названный выше предметом и объектом исследования. В этих науках есть идеи, принимаемые за известное в объяснении неизвестного, – того, что, по мнению исследователя, требует объяснения.

Страница 21