Размер шрифта
-
+

Психологическое консультирование. Теория и практика - стр. 41

Высокая пена морская!
23 мая 1920

Глава 3. Проблемы соотношения житейского и научного знания в работе психолога-консультанта

… До конца все видеть, цепенея…
О, как этот воздух странно нов…
Знаешь что… я думал, что больнее
Увидать пустыми тайны слов…
И. Анненский

§ 1. Специфика научного психологического знания

Занимаясь практической деятельностью, психолог сталкивается с особым типом боли – непониманием.

Человеку бывает необходимо понять причину боли, найти способ избавления от нее.

Конкретные варианты разнообразны, но все их объединяет симптом боли: через двадцать лет супружеской жизни («Все было нормально») оказалось, что любви нет, что люди не нужны друг другу. Она – уже не жена, – она не понимает, как это могло случиться, ей очень больно… Был милый, замечательный сын (или дочка), вдруг оказывается, что он не слышит, не слушает, не понимает.

Боль пронизывает любую ситуацию заказа на психологическую помощь и эту тоже: женщина не узнала себя в зеркале после бессонной ночи, возникла боль, паника – проверьте меня, я схожу с ума…

В ситуации боли человек ищет помощи у другого человека, как сейчас говорят, обсуждает с кем-то свои проблемы. Известен эффект случайного попутчика (в вагоне, такси), когда люди предельно откровенно делятся своей болью с другим человеком, избавляясь от нее таким образом, находя утоление в любом варианте другого (!) объяснения того, что с ними происходит.

Профессиональный психолог, рекламируя, социально презентируя свою деятельность, опирается на авторитет науки. Это один из официальных показателей его профессионализма. Сегодня практически нет другого способа доказать истинность знания о человеке, кроме ссылок на способы его получения. Научные способы являются наиболее проверяемыми, а следовательно, достоверными.

Сегодня много работ посвящено исследованию культурных особенностей психики людей, живущих в разных условиях. Подобные исследования проводились и в начале века, все они демонстрируют опосредованность психической жизни человека знаковым содержанием культуры.

Время, в которое мы живем, исторические обстоятельства нашей жизни создают универсальные (типичные для этих обстоятельств) знаки, фиксирующие важнейшие параметры психической жизни.

К. Юнг говорил об архетипах – коллективном бессознательном, объединяющем человечество по признаку присутствия психической реальности, универсально проявляющейся в главных, сущностных ее свойствах.

З. Фрейд показал наличие универсальных, но индивидуализированных знаков, определяющих динамику психической жизни человека.

Страница 41