Размер шрифта
-
+

Психологические исследования личности. История, современное состояние, перспективы - стр. 49

Несмотря на пояснения, Валлон высоко оценил статью Л. И. Анцыферовой, написав в редакцию журнала «Вопросы психологии», что ее статья вызывает в нем чувство гордости (Валлон, 1956б, с. 92). Он хорошо понял исключительную способность Л. И. Анцыферовой вникнуть в суть его взглядов.

В 1960-е годы она углубляет свое исследование психологической теории Валлона работой, посвященной его концепции умственного развития ребенка, опубликованной в сборнике «Основные направления исследований мышления в капиталистических странах» (Анцыферова, Л. И., 1966). Основным предметом ее историко-психологического анализа становятся произведения Валлона «От действия к мысли» и «Истоки детского мышления». Проанализированы все аспекты его психологической теории мышления: процессуальный, филогенетический, онтогенетический, сравнительный (в сопоставлении с интеллектом животных). Выявлена роль представлений и действий в развитии мышления, а также коммуникативный характер взаимоотношения мышления и речи. Обобщая, Л. И. Анцыферова указала, что система взглядов Валлона на развитие мышления «развивалась как часть его общей теории формирования психики в онтогенезе, в ее познавательном, эмоциональном и личностном аспекте» (Анцыферова, 1966, с. 252).

Эту общую онтогенетическую концепцию она смогла представить конкретнее в предисловии к переводу «Психического развития ребенка» Валлона. Цель онтогенетического развития психики – это формирование личности ребенка, в условиях внутренних и внешних конфликтов субъекта. Оно диалектично по своему характеру и осуществляется во взаимодействии с человеческой средой (ambience), в общении ребенка с окружающими его людьми.

Л. И. Анцыферова рассмотрела всю систему онтогенеза психики Валлона сквозь призму понятия деятельности. Она анализирует его концепцию о детской игре с точки зрения понимания игры в контексте существующих в советской психологии теорий о ведущей деятельности. Уделяет большое внимание взглядам Валлона на изменение внешних и внутренних факторов в регуляции психической деятельности ребенка (Анцыферова, 1967, с. 7–13). Таким образом, Л. И. Анцыферова постепенно направляет историко-психологический анализ теории Валлона на ее сопоставление с принципами деятельности в советской психологии. Она приводит примеры о сближении точки зрения французского ученого и российских психологов на основе методологии диалектического материализма.

Влияние данной методологии, согласно Л. И. Анцыферовой, определило и взгляды Валлона на соотношение биологического и социального в развитии человеческой психики. Она исследует эту проблему его творчества, продолжая историко-психологический анализ взглядов представителей социологической школы Э. Дюркгейма, проведенный С. Л. Рубинштейном в статье «Проблема индивидуального и общественного в сознании человека» (Рубинштейн, 1959). Приводит новые доказательства к подтверждению вывода о том, что «представители французской социологической школы рассматривали социальное как нечто внешнее и чуждое природному в человеке» (Анцыферова, 1969, с. 188). В плане сопоставления анализирует противоположную точку зрения Валлона о единстве природного и социального в человеке. Утверждает правоту его мысли о том, что общественный способ существования задан самой природой человека и что его психика генетически социальна (Валлон, Зазо, 1988).

Страница 49