Психологические исследования личности. История, современное состояние, перспективы - стр. 48
В начале XXI в. сопоставительные работы творчества Валлона и Рубинштейна были посвящены изучению проблемы индивидуальности и дифференциального подхода в психологии, их пониманию филогенетического и онтогенетического аспектов сознания, разработке проблемы мотивации (Няголова, 2005, 2009, 2009, 2011, 2015). Были проведены сопоставления взглядов Валлона и с теориями других российских ученых и философов. Интерес представляет, например, исследование Ю. В. Балакина «Подходы к решению религиоведческой проблемы ритуала: Священник Павел Флоренский и психолог Анри Валлон» (Балакин, 2011).
Краткое обозрение публикаций историографических работ во Франции и в России, посвященных творчеству Валлона, позволяет считать, что за последние несколько лет число публикаций на русском языке значительно увеличилось. При том, в России тематический круг изучения Валлона расширяется в сторону философии, антропологии и даже религиоведения.
Огромная заслуга для поддержки живого интереса к научному наследию Валлона принадлежит Л. И. Анцыферовой, которая на протяжении десятилетия создавала традиций российского валлоноведения.
«Дебют» Л. И. Анцыферовой в истории французской и франкоязычной психологии состоялся в 1955 г. с выходом ее статьи «Анри Валлон – прогрессивный французский психолог» (Анцыферова, 1955). Она выступила с работой, посвященной современному ей зарубежному психологу, причем еще не вошедшему в анналы истории психологии, но это не помешало объективности ее анализа.
Л. И. Анцыферова показала глубокое знание трудов Валлона: от первой монографии «Безудержный ребенок» до его последних статей того времени. Она творчески подошла к основному требованию редакции журнала «Вопросы психологии». На материале критических работ Валлона, посвященных методологии позитивизма, экзистенциализма, механицизма и т. д., она выявила его понимание диалектического материализма в качестве метода психологии и его марксистские взгляды.
Совершенный Анцыферовой анализ статьи Валлона об учении И. П. Павлова и психологии тоже оригинален, несмотря на существующие тогда догмы. В отличие от некоторых французских интерпретаторов Валлона (Galifret, 1979), которые считали, что он писал о И. П. Павлове по политическому заказу, Л. И. Анцыферова доказала, что Валлон не только хорошо понимал психологические идеи И. П. Павлова, но и оригинальным способом интерпретировал их.
В этой первой своей статье о Валлоне она систематизировала его конкретный вклад в психологию – онтогенетическое исследование мышления, эмоций, действий ребенка, его личностного развития. На данном этапе самый существенный результат ее анализа концепции Валлона содержался в выводе: «А. Валлон создал концепцию, которую можно назвать „психологией действенности“. В ее основу он кладет взгляд на человека как на активное существо, находящееся в постоянном взаимодействии с окружающей средой и являющееся не только объектом, но и субъектом действия» (Анцыферова, 1955, с. 95). Таким образом, в сжатом виде ей удалось представить самую суть психологических взглядов Валлона.