Противоядие от уныния. О любви Бога к человеку. Мудрые мысли - стр. 9
Прп. Амвросий Оптинский
Святая Православная Церковь признает, что нет греха человеческого, которого не могла бы омыть Кровь Господа Бога Спасителя нашего Иисуса Христа. Сколько бы раз ни повторился грех человеческий, – Кровь Богочеловека может омыть его. Грехи всего мира ничего не значат перед всесвятой Кровью вочеловечившегося Господа, пролитой за нас. Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились (Ис. 53: 5). Пребывает неисцеленным только тот, кто сам отвергает дарованное ему и всем людям исцеление и спасение. Так обильно излилась на нас милость Божия, что самый тягчайший грех, повторенный человеком тысячу раз, может быть изглажен покаянием. Покаяние – вера, покаяние – признание искупления и Искупителя! Покаяние – усвоение себе заслуг Искупителя верою в Искупителя! Покаяние восполняет собою не достаток добродетелей человеческих, присваивает человеку добродетели Искупителя! Однако ж надо знать, что Бог дал покаяние единственно в помощь немощи нашей, – отнюдь не для потачки греху. Дар Божий не должно употреблять во зло, должно обходиться с ним очень благоговейно, благоразумно, осторожно.
Свт. Игнатий (Брянчанинов)
Вера учит, что мы спасаемся по благости, а не по долгу (см.: Рим. 4: 4). Насколько бы кто ни был бы совершен и свят, может ли он быть столь дерзок, чтобы сказать пред Богом: я имею права требовать от Бога оправдания и награды? Раз мы спасаемся по благодати, значит, и могут быть причастны Его милости одни кающиеся грешники. Где бы Он воссиял своим светом, как не над сидящими во тьме?
Всем этим сказанным ободрите вы, кающиеся души, свое чувствительное сердце и вооружитесь против этого опасного искушения, каким является отчаяние. У нас милосердный Господь! Он никогда не презрит наше покаяние, приносимое от сокрушенной души.
Митр. Московский Платон (Левшин)
Вся ваша беда в том, что вы, все это зная, не исполняете, и притом еще чувствуете, что совершенно будете безответны на Страшном суде. Если последнее сильно на вас действует, то снова скажу вам, что это козни вражии и плод гордости. Вы, сознавая себя грешным, не должны отчаиваться. А еще более смиряться и дивиться человеколюбию Божию, терпящему вас и ожидавшему вашего обращения и покаяния.
Прп. Макарий Оптинский
Господь взирает не на наружные наши действия, а на намерения наши, почему так или иначе поступаем, и если намерение – благое, в Боге, то и можно быть покойным. Потому и других нельзя осуждать ни в коем случае: мы видим только внешние поступки; а сокровенные побуждения и намерения, по которым эти поступки будут судиться, ведомы Единому Сердцеведцу Богу.