Против идеологии. Почему утопии рушатся - стр. 13
Трудов после себя Маркс оставил множество, и настоящую жизнь они обрели главным образом после победы социалистической революции в Советской России. Например, одна из ключевых работ для современной неомарксистской философии – «Экономическо-философские рукописи 1844 года», в которых говорится о так называемом «отчуждении» (нем. Entfremdung), – была открыта и впервые опубликована в СССР в 1932 году. Не говоря уже о том, что основную рекламу и главный промоушн его «Капитал» получил благодаря советским системам образования и книгоиздания. Будем честны: писанина вроде «Рукописей» или «Немецкой идеологии» была доселе никому не нужна, но в результате большевистской революции ей был навязан чисто искусственный статус творений, обладающих непреходящей ценностью и поэтому подлежащих широкому распространению.
Здесь нам и следует перейти к описанию марксистской теории.
Marxism 101
В России марксизм находится на особом положении – в советские времена его настолько мощно и тотально форсили-продвигали, что теперь от него, метафорически выражаясь, веет стойким запахом затхлой совковой ветоши, если у идей вообще может быть запах. Тем не менее, говорить о нем придется. Стоит сказать, что марксизм – это не шибко оригинальное учение, специфических идей в нем не так уж много. По сути, он представляет собой солянку из довольно разных концепций и философий, соединенных воедино одним ловким экспроприатором чужих идей.
Центральное положение марксизма – это утверждение о том, что сущностью исторического процесса является классовая борьба, то есть борьба между богатыми и бедными, эксплуататорами и эксплуатируемыми, угнетателями и угнетаемыми, а на текущем историческом этапе – между буржуазией и пролетариатом. Буржуазия владеет частной собственностью на средства производства (то есть фабриками и заводами), а у рабочих ее нет. У буржуазии есть капитал и богатство, у рабочих – нет. У буржуазии есть власть, у рабочих – нет, и во всем этом состоит главный конфликт, величайшая проблема социального бытия. На самом деле, здесь Маркс совсем не был новатором – классовую теорию он позаимствовал у французского историка Огюстена Тьерри (1795—1856). Именно Тьерри ввел само понятие классовой (сословной) борьбы и описал ее на примере противостояния между третьим сословием (состоящим из буржуазии, пролетариата и крестьянства) и аристократами и духовенством во Франции, а также на других исторических примерах.