Размер шрифта
-
+

Простое рисование. Упражнения для развития и поддержания самостоятельной рисовальной практики - стр. 4

• ритм;

• контраст и нюанс;

• свет;

• цвет;

• фактура.


В следующей главе я расскажу о выразительных средствах композиции подробнее.


Черное и белое

Графика в чистом виде – это черное и белое, минимум средств и максимум выразительной силы. Владение этим инструментом открывает для нас все остальные возможности. Именно в черно-белом изображении нагляднее всего проявляется качество композиции: то, как изображение лежит на плоскости листа, как «белое» бумаги взаимодействует с «черным» материала. Выразительные качества работы во многом зависят от соотношения знака с краями и полями листа, и только потом – от уровня владения материалом.


Юлия Аделова. Натюрморт. Белое в черном


Есть два базовых подхода к черно-белой графике. Первый – когда много черного тона, который формирует само изображение, а зажатые между черными пятнами белые фрагменты становятся акцентами. Белый в окружении черного воспринимается более ярким, чем просто белый (см. рисунок выше).

Второй подход – когда много белого, а черный тон располагается на его поверхности отдельными пятнами разного размера и формы. В этом случае белый тон становится не акцентом, а скорее средством объединения композиции.


Дмитрий Горелышев. Интерьер. Черное в белом


На этих двух подходах базируется и все остальное – полутона, текстуры, цвет. И не важно, каким материалом вы работаете, все начинается с черно-белой схемы, которую вы можете создать в воображении, а можете зафиксировать на эскизе.

Поначалу это не очевидно, но мы рисуем не самим материалом, а белой бумагой, оставляя ее в необходимых местах, в необходимых количествах и с необходимой мерой контраста. С пониманием этого нам открывается новый изобразительный уровень – более легкое и свободное рисование, не завязанное только на точность линии или силуэта. Оно опирается на взаимодействие темного и светлого, поначалу абстрактное, а потом приобретающее ясные очертания конкретных объектов. Такой подход уместен в любой графической работе – портрете, пейзаже, иллюстрации или плакате.


Полутон

Под полутоном я в данном случае подразумеваю весь спектр между черным и белым. Определив структуру листа и роль белого, мы добавляем полутона, чтобы изображение стало сложнее и разнообразнее. В зависимости от меры условности нашего рисунка можно использовать как один средний между черным и белым тон, так и десятки. Чем больше полутонов, тем богаче изображение. Но пропорционально количеству полутонов растет и сложность их соподчинения. К полутону я также отношу фактуры и другие средства тонкой настройки изображения.

Страница 4