Прошлое и будущее российской интеллигенции. Сборник научных трудов - стр. 14
Роман Чернышевского «Что делать?», крайне слабый в художественном отношении, в плане идейно-содержательном оказался чрезвычайно популярным и действенным. Он послужил идейной основой формирования интеллигенции, дав молодежи образ «идеального революционера» и образы «новых людей», да и сам Чернышевский на многие годы стал примером «нового человека», образцом для подражания. В дальнейшем роман этот стал библией многих поколений русских революционеров и так называемой прогрессивной интеллигенции.
Справедливости ради следует отметить, что сам Чернышевский никогда не стремился быть писателем и никогда не считал себя таковым, как, впрочем, и оригинальным мыслителем в области философии. В советский период были написаны бесчисленные книги и диссертации о его философских взглядах, что было вызвано в первую очередь идеологическими причинами. Жизненный путь Чернышевского, трагическая судьба и всероссийская слава говорили о другом – о желании активно действовать на общественном поприще, просвещать и воспитывать людей, в том числе русских писателей, возглавить новое политическое движение «новых людей», которое освободит Россию от самодержавия и крепостного гнета. Ради этого убежденный борец Чернышевский вынес все гонения, арест, публичную гражданскую казнь на эшафоте, заключение в каземат и каторжную тюрьму, работу в сибирских рудниках, ссылку и болезнь.
Наиболее точную характеристику деятельности Н. Г. Чернышевского дал В. В. Розанов: «Конечно, не использовать такую кипучую энергию, как у Чернышевского, для государственного строительства было преступлением, граничащим со злодеянием. К Чернышевскому я всегда прикидывал не те мерки: мыслителя, писателя, даже политика. Тут везде он ничего особенного собою не представляет, а иногда представляет смешное и претенциозное»[27]. Все революционные и экономические писания Чернышевского Розанов в своем стиле называет галиматьей, которую ему следовало бы простить, благословив лично его жить хоть с полусотнею курсисток, и использовать кипучую энергию Чернышевского в государственных целях, поставив его не только во главе министерства, но во главе системы министерств: «Такие лица рождаются веками; и бросить его в снег и глушь, в ели и болото… это… это… черт знает что такое»[28]. В. В. Розанов считал, что нелепое положение полного практического бессилия выбросило его в литературу, публицистику, философствующие оттенки, и даже в беллетристику: «где, не имея никакого собственно к этому призвания (тишина, созерцательность), он переломал все стулья, разбил столы, испачкал жилые удобные комнаты и, вообще, совершил “нигилизм” – и ничего иного совершить не мог…»